Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.

И. Б. Циркунов. ПОНОЙСКИЙ ФЕНОМЕН 65 книги, ризы, утварь - дар Ивана Грозного» (Там же). Однако отношения местных жителей и свя­ щеннослужителей не сложились и последние по­ кинули погост. Несколько лет богослужение в Понойском храме не велось. «Весной 1581 года Иван IVпо просьбе монахов Троице-Сергиева мо­ настыря отдал им в содержание церковь вместе с половиной реки Поноя, чтобы “лопари крещеные от веры не отстали” . Вскоре церковь была восста­ новлена» (Ушаков, 1997. С. 62). История роста и развития Поноя и его окрест­ ностей, становление Поноя как волостного центра изложены в трудах профессора И. Ф. Ушакова. Мы обратим внимание на ещё один эпизод в ис­ тории этого старинного поселения. В60-е годы XIX века некоторые саамские семьи начинают жить в Поное оседло (Ушаков, 2001. С. 208). Поданным Леонида Александровича Хар- лина, уроженца села Поной, ныне проживающего в г. Архангельске, собирателя истории Поноя и ро­ дословных своих односельчан, в Госархиве Архан­ гельской области сохранился один любопытный документ. Этот документ датирован 1870 годом и содержит информацию о добровольном переходе коренных обитателей Понойской волости к осед­ лому образу жизни. Представители тринадцати семей —Друженьковых, Горбунцовых, Данило­ вых, Матрёхиных, Ермолиных и Харлиных —- по­ ставили свои родовые клейма, т. к. не умели пи­ сать, под этим документом, тем самым письменно подтвердили своё желание водвориться оседло на постоянное местожительство в селении Поной и быть отчисленными от лопарских погостов. Эти семьи взяли на себя обязательства не строить ло ­ парские вежи, но возводить дома и надворные по­ стройки, как это делают крестьяне. За это они просили наделить их в селении Поной сенокосом и морскими угодьями наравне с крестьянами. Несмотря на устойчивое мнение о том, что саами - это народ, который занимается преиму­ щественно оленеводством, уточним, что во мно­ гом на вид занятия той или иной родовой группы влияли локальные особенности географического места обитания. Наличие крупной реки или озера, близость выхода к морю или обитание какой-то родовой группы на внутренних территориях Коль­ ского полуострова во многом определяли хозяйст­ венный уклад жизни саамов. В условиях крайней отдалённости от центров развития производств и новых методов работы, от общекультурных цент­ ров и слабого влияния цивилизации энвайрон- ментальный аспект влияния на хозяйство и жизнь саами был преимущественным. В начале XX века К. В. Регель, путешествуя по Терскому берегу Кольского полуострова, писал: «Единственными путями сообщения Терского берега являются летом сообщение на лодках вдоль морского побе­ режья, а зимой —санный путь оленями по зим ­ нему тракту, который тянется от Поноя до Умбы в Кандалакшском заливе. Летние дороги совер­ шенно отсутствуют» (Регель, 1917. С. 97). Мало­ численное коренное население, имеем в виду и са­ амское. и корельское, и поморское, проживавшее на значительной, обширной территории Коль­ ского полуострова, испытывало на себе эффект пространственного влияния, который сказывался на развитии хозяйственной деятельности, что также имело большие экономические послед­ ствия. При этом пространство Кольского полу­ острова в общекультурном значении и социально- экономическом, в частности, было дискретным. Вот как анализировал увиденное на Терском бе­ регу тот же Регель: «Культура есть всё то. что свя­ зано с деятельностью человека; культурный ланд­ шафт —местность, подверг шаяся некоторым из­ менениям благодаря деятельности человека и не находящаяся уже в первобытном состоянии ... се­ ления Терского берега являются как бы оазисами среди пустыни и не соединены между собой куль­ турным пространством» (Там же). Наша задача заключается в том, чтобы найти институциональное и эволюционистское объ­ яснение факта оседлости, который имел место в конце XIX века и был локализован в селении Поной. Вряд ли Поной следует считать лучшим местом на Кольском полуострове для жизни и хо­ зяйствования. Значительная удалённость Поноя от моря (до 18 км), мелководный участок Белого моря в районе устья реки Поной, что послужило причиной строительства Орловского маяка в окрестностях Поноя, отсутствие традиций и на­ выков судостроения не делали Поной привлека­ тельным с точки зрения развития местной ком ­ мерции и торговли. По свидетельству очевидцев, понояне всегда имели в достатке норвежский ром, чай и кофе, в домах были самовары, чайные принадлежности и музыкальные инструменты, но из-за неблагоприятного месторасположения селения жителям Поноя приходилось пере­ плачивать за любимые товары.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz