Циркунов, И. Б. Понойский феномен // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - N 1 (72). - С. 64-68.
И. Б. Циркунов. ПОНОЙСКИЙ ФЕНОМЕН 65 книги, ризы, утварь - дар Ивана Грозного» (Там же). Однако отношения местных жителей и свя щеннослужителей не сложились и последние по кинули погост. Несколько лет богослужение в Понойском храме не велось. «Весной 1581 года Иван IVпо просьбе монахов Троице-Сергиева мо настыря отдал им в содержание церковь вместе с половиной реки Поноя, чтобы “лопари крещеные от веры не отстали” . Вскоре церковь была восста новлена» (Ушаков, 1997. С. 62). История роста и развития Поноя и его окрест ностей, становление Поноя как волостного центра изложены в трудах профессора И. Ф. Ушакова. Мы обратим внимание на ещё один эпизод в ис тории этого старинного поселения. В60-е годы XIX века некоторые саамские семьи начинают жить в Поное оседло (Ушаков, 2001. С. 208). Поданным Леонида Александровича Хар- лина, уроженца села Поной, ныне проживающего в г. Архангельске, собирателя истории Поноя и ро дословных своих односельчан, в Госархиве Архан гельской области сохранился один любопытный документ. Этот документ датирован 1870 годом и содержит информацию о добровольном переходе коренных обитателей Понойской волости к осед лому образу жизни. Представители тринадцати семей —Друженьковых, Горбунцовых, Данило вых, Матрёхиных, Ермолиных и Харлиных —- по ставили свои родовые клейма, т. к. не умели пи сать, под этим документом, тем самым письменно подтвердили своё желание водвориться оседло на постоянное местожительство в селении Поной и быть отчисленными от лопарских погостов. Эти семьи взяли на себя обязательства не строить ло парские вежи, но возводить дома и надворные по стройки, как это делают крестьяне. За это они просили наделить их в селении Поной сенокосом и морскими угодьями наравне с крестьянами. Несмотря на устойчивое мнение о том, что саами - это народ, который занимается преиму щественно оленеводством, уточним, что во мно гом на вид занятия той или иной родовой группы влияли локальные особенности географического места обитания. Наличие крупной реки или озера, близость выхода к морю или обитание какой-то родовой группы на внутренних территориях Коль ского полуострова во многом определяли хозяйст венный уклад жизни саамов. В условиях крайней отдалённости от центров развития производств и новых методов работы, от общекультурных цент ров и слабого влияния цивилизации энвайрон- ментальный аспект влияния на хозяйство и жизнь саами был преимущественным. В начале XX века К. В. Регель, путешествуя по Терскому берегу Кольского полуострова, писал: «Единственными путями сообщения Терского берега являются летом сообщение на лодках вдоль морского побе режья, а зимой —санный путь оленями по зим нему тракту, который тянется от Поноя до Умбы в Кандалакшском заливе. Летние дороги совер шенно отсутствуют» (Регель, 1917. С. 97). Мало численное коренное население, имеем в виду и са амское. и корельское, и поморское, проживавшее на значительной, обширной территории Коль ского полуострова, испытывало на себе эффект пространственного влияния, который сказывался на развитии хозяйственной деятельности, что также имело большие экономические послед ствия. При этом пространство Кольского полу острова в общекультурном значении и социально- экономическом, в частности, было дискретным. Вот как анализировал увиденное на Терском бе регу тот же Регель: «Культура есть всё то. что свя зано с деятельностью человека; культурный ланд шафт —местность, подверг шаяся некоторым из менениям благодаря деятельности человека и не находящаяся уже в первобытном состоянии ... се ления Терского берега являются как бы оазисами среди пустыни и не соединены между собой куль турным пространством» (Там же). Наша задача заключается в том, чтобы найти институциональное и эволюционистское объ яснение факта оседлости, который имел место в конце XIX века и был локализован в селении Поной. Вряд ли Поной следует считать лучшим местом на Кольском полуострове для жизни и хо зяйствования. Значительная удалённость Поноя от моря (до 18 км), мелководный участок Белого моря в районе устья реки Поной, что послужило причиной строительства Орловского маяка в окрестностях Поноя, отсутствие традиций и на выков судостроения не делали Поной привлека тельным с точки зрения развития местной ком мерции и торговли. По свидетельству очевидцев, понояне всегда имели в достатке норвежский ром, чай и кофе, в домах были самовары, чайные принадлежности и музыкальные инструменты, но из-за неблагоприятного месторасположения селения жителям Поноя приходилось пере плачивать за любимые товары.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz