Циркунов, И. Б. Саамские языки или саамские диалекты // Наука и бизнес на Мурмане. - 2010. - N 2 (69). - С. 5-14.
12 ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА КОЛЬСКИХ СААМИ нужная и полезная книга. Есть тому даже одно объективное доказательство: по прошествии трёх лет со дня издания на книге живого места нет, вся истрёпанная, а это явный признак востребован ности книги, на неё постоянный читательский спрос. Однако есть в книге один недостаток. Книга неполная. Так в подразделе 8.1.2. «Храмо вое зодчество» собран приличный список литера туры, под номером 463 значатся «Храмы Коль ского Заполярья» - комплект из 22 открыток, а вот журналу «Наука и бизнес на Мурмане» за 1999 год по теме «Храмы Кольского Севера» места в этой книге не нашлось (там же. С. 79). В подраз деле 8.1.3. «Малые архитектурные формы. Помор ский крест» собраны 16 наименований различных публикаций, только не найти там журнал «Наука и бизнес на Мурмане» за 1997 год под названием «Кресты Русского Севера» (там же. С. 81). Но не будем мелочиться и выискивать другие пробелы в этой книге, мы знаем, что она настолько необхо дима, что вполне возможно её переиздание с из вестными дополнениями и расширениями. В подтверждении нашего рассуждения о том, что ряды лаппонистов пополняются и современ ными русскими исследователями, следует приве сти в качестве примера вышедшую в 2008 году мо нографию М. Г. Кучинского «Саами Кольского уезда в XVI—XVIII вв. Модель социальной струк туры» (Кучинский, 2008). Колоссальное исследо вание, поднят огромный пласт архивных источ ников и можно было бы ещё продолжать нахвали вать её, но ценность книги, особенно научной, в том-то и состоит, что своим световым потоком но вого знания она освещает не только факты, но и проблемы. Спорить с монографией Кучинского сложно - всё аргументировано и основано на ар хивных материалах. Однако есть одна проблема, видимо, методологического характера, о которой нельзя не сказать. Основной лейтмотив этого исследования на правлен на доказывание того, что при моделиро вании (в авторской редакции - реконструкции (Кучинский, 2008. С. 188)) социальной структуры саамского общества исследуется локальная исто рия через изучение персональной истории, кото рая построена на анализе генеалогических связей всех мужчин саами Кольского уезда за период с 1678-го по 1763 годы, т. е. патрилинейность яв ляется основным коньком всей работы. Иными словами, автор предъявляет нам суровую действи тельность архивов, которые содержат фактиче ский материал, выстраиваемый в патрилинии, против чего спорить бессмысленно. А мы и не со бираемся оспаривать содержимое архивов, мы можем лишь сформулировать проблему: в какой мере представленная Кучинским модель социаль ной структуры отражает реальную историческую действительность XVI—XVIII веков всего саам ского общества, а не его мужской части? Автор и сам на страницах своей монографии неоднократно уточнял, что матрилинейность в его анализе практически отсутствует. «К сожалению, исследованные источники почти не содержат ин формацию о матрилинейных связях, но они дают чёткое представление о вирилокальном характере поселения» (Кучинский, 2008. С. 191). Конечно, с какой информацией работаешь - такие динами ческие множества и получишь. Если работать с до кументацией по урожайности яблонь в саду домо хозяйства, то данных по урожайности сливы в этом же саду не получишь! Как же тогда можно утверждать, что это яблоневый сад? Также и саам ское общество, которое, слава богу, состояло и из мужчин, и из женщин. А Кучинский пытается до казать вирилокальный характер поселений саами. Обратимся к его тексту: «Персональный состав сиййтов был весьма стабильным. Члены сиййта организовывались в самостоятельные социальные и хозяйственные единицы, которые мы предпочи таем называть семейными единицами (СЕ) [а по чему не домохозяйствами? — И. Ц.\ ... Состав на селения веж —жилищ в зимних поселениях - в большинстве сиййтов не был стабильным. Каж дый год он складывался заново» (Кучинский, 2008. С. 191). А это как раз и означает, что неста бильная часть населения веж (читай мужчин) каж дый год искала себе новое пристанище в новой веже на зиму, далее добавим от себя, — у новой хо зяйки. При этом, не покидая границ своего сиййта, что делало его —сиййт — весьма стабиль ным. Мы совершенно согласны с Кучинским, что «...перегруппировка семейных единиц была вы звана характерной для общества охотников и ры боловов перегруппировкой пользователей тех или иных общих угодий» (Кучинский, 2008. С. 192). Но при этом вежа никак не могла носить вирило кальный характер, она, скорее всего, как и жи лище современного человека, носила фемило- кальный характер. Как говорится, мужчины, как и троллейбусы, приходят и уходят, а женщины,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz