Циркунов, И. Б. Саамские языки или саамские диалекты // Наука и бизнес на Мурмане. - 2010. - N 2 (69). - С. 5-14.
И. Б. Циркунов. СААМСКИЕ ЯЗЫКИ ИЛИ СААМСКИЕ ДИАЛЕКТЫ 7 требность использовать свой родной письменный язык. Но эта сентенция не может выполнить свою объяснительную функцию. Причина непрививаемости, невживаемости письменного саамского языка в своём народе нам представляется в том, что мы имеем дело с нацией, которую считаем цивилизованной, но её цивили зованность имеет нетекстовое происхождение. Прежде всего, поясним, что мы будем понимать под значением «цивилизация». Мы предлагаем широкое толкование этого понятия. Цивилиза ция, возможно, это некое ретроспективное о со знание места и роли своего народа и его культуры, в широком смысле этого слова, в межнациональ ном сообществе, не обязательно в общемировом, допустима определённая локализация, оценочное восприятие территории своей страны, силы и значения своего государства в современном мире либо своих собственных усилий по его созданию, если оно —государство — отсутствует по тем или иным причинам. Так, например, русская цивилизация имеет текстовое основание с не столь глубокой в хроно логическом смысле историей, но всё-таки в о с нове русской цивилизации положен текст. И так получилось, что русский текст не столько этно графический, былинный, первозданный, а потому изначально языческий, сколько текст христиан ский, даже если возьмём для примера сказки и не только сказки А. С. Пушкина. Обнаруженные по данному тезису исключения только усилят это вы сказывание. Цивилизация, в которую окунули са амский народ, могла быть воспринята им как ци вилизация жеста, пускай поначалу как чужая ци вилизация, но все же цивилизация, воспринятая и адаптированная на платформе культуры жеста. Культура жеста, как известно, более ранняя, чем культура текста, и покоится она на трёх китах: де коративно-прикладное искусство (кулинария, вы шивание, резьба, конструирование - рукоделие в широком смысле этого слова (дуоджи)), музы кальное искусство (обрядово-ритуальное музы кально-шумовое и песенное (голосовое и горло вое) исполнение в различных формах) и танце вальное искусство. Все эти элементы культуры можно свести к понятию жеста (рукодельному, му зыкальному и танцевальному). Идаже речь, уточ ним, речь звучащая, другой речи быть не может, сродни жесту, т. к. речь, как и жест, невозможно опровергнуть или оспорить, но его можно истол ковать. Будь то показывание рукой «где это нахо дится», будь то озвучивание: «Там!», будь то опи сание пути: «После пойдёшь в ту сторону, там Охт- озеро. От Охтозера далее тайбола будет не очень длинная...» (Образцы саамской речи, 1988. С. 133), будь то «прототекстовая» речь - сказки, сказания, былины, былички, мифы, легенды, песни, ча стушки, луввьты и йойки (ёойки). Всё это речевое многообразие существует, может быть воспри нято, понято, истолковано, но не может быть оспорено и опровергнуто, а значит, не требует до казательств. Как видно, в такой культуре нет места тексту, поэтому полупринудительные попытки на вязать текст - письменность — вряд ли приведут к успеху. Тем более, если речь идёт о нехристианских текстах. И здесь открывается проблема второго порядка - способ распространения или, точнее, внедрения текста в повседневную жизнь народа. Практически беспроигрышным оказался спо соб войти народу в эпоху цивилизации текста через воцерковление. Институт семьи в нашем случае не рассматривается, т. к. априори считаем его использование наилучшим способом внедре ния чего-либо или распространения. Ни библио теки, ни школа, с её массовым, чрезвычайно мас совым характером в эпоху социализма, ни даже радио и телевидение в целом для национального языка, а не только для письменного, не справ ляются с задачей привития, вживления разговор ного и тем паче письменного языка в националь ную среду. История знает массу примеров тому, как способ воцерковления бывает действенным и эффективным. Объяснение этому явлению лежит на поверхности. Во-первых, доступ в церковь всегда доброволь ный, а регулярный доступ основан на глубокой вере, граничащей с необходимостью. Это значи тельно выигрышней, чем посещение школы, по сещение которой воспринимается не как необхо димое, свободно-волевое изъявление, а как обяза тельное, когда-нибудь востребуемое по своему результату. Школа проигрывает церкви и во вре менном диапазоне, её посещение заканчивается в известном возрасте и даже обязательность исче зает с возрастом человека, как и воинская повин ность. Во-вторых, различие состава прихожан для церкви и учеников для школы. Школа снова про игрывает. Вшколе мы можем охватить даже не мо лодёжь, которая при недальновидной организа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz