Циркунов, И. Б. Саамские языки или саамские диалекты // Наука и бизнес на Мурмане. - 2010. - N 2 (69). - С. 5-14.
6 ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА КОЛЬСКИХ СААМИ Г. М. Керт с сильно развитой флексией основы...» (Керт, 1971. С. 5). В своих ранних исследованиях Керт давал более глубокое объяснение структуры саам ского языка: «В отношении морфемного состава в агглютинирующих языках (например, в финском) следует различать лексическую основу... и морфо логическую, или словоизменительную основу... В саамском языке имеются основы различных типов» (Керт, 1962. С. 144). Кроме этого, профессор Керт указывал, что «Саамский язык представляет собой ряд диалек тов» (Керт, 1971. С. 5). Сам же Георгий Мартыно вич специализировался на изучении кильдин- ского диалекта, однако не пренебрегал изучением и других диалектов саамского языка кольских саами. В результате своих исследований учёный пришёл к выводу, что «... в кильдинском диалекте саамского языка наряду с агглютинацией имеется чрезвычайно развитая флексия основы. Это об стоятельство позволяет утверждать, что назван ный диалект нельзя относить к чисто агглютини рующим» (Керт, 1962. С. 153). Резюме столь слож ных лингвистических доводов можно найти у известного этнографа Т. В. Лукьянченко, которая считает, что «Лингвисты выделяют ... в современ ном саамском языке субстрат, восходящий, по их мнению, к угро-самодийским языкам, и сходятся на том, что саамы, вернее, их предки, перешли на прибалтийско-финскую речь к началу I тысячеле тия до н. э. (Бубрих, 1948а, 517; Аристэ, 1956, 14; Керт, 1971, 8 -9 ; Toivonen, 1950; Sebestyen, 1953)» (Лукьянченко, 1980. С. 35). Таким образом, можно сформулировать одну из проблем: в какой мере кильдинский диалект са амского языка, а по мнению современных социо лингвистов кильдинский язык, соотносится с финским языком? Другая проблема заключается в том, что исторический процесс складывания ве роятного общепринятого, хотя бы кольскими саа мами, языка неоднократно насильственно преры вался. Одним из важнейших элементов развития языка является возникновение или создание письменности, которую можно рассматривать как одну из фундаментальных основ культуры народа. Наверное, непросто будет оспаривать тезис вид ного лингвиста, специалиста по саамскому языку Г. М. Керта: «Вопрос о соотношении общенарод ного языка и диалектов... имеет две стороны - лингвистическую и этнографическую... С этно графической ...точки зрения, общенародным может быть только литературный язык при усло вии распространения грамотности. Лингвистиче ски близкие два родственных языка могут счи таться самостоятельными, если в силу историче ского развития их носители осознают себя самостоятельной нацией... И в то же время в усло виях большой раздробленности, когда представи тели диалектов совершенно не понимают друг друга, при государственной консолидации —это диалекты одного языка...» (Керт, 1971. С. 23-24). Поэтому вполне закономерно спросить у совре менных исследователей, а есть ли кильдинский язык или всё ещё уместно говорить о кильдинском диалекте? Помимо того, что письменность является одной из фундаментальных основ культуры народа, её следует рассматривать и как один из критериев цивилизации народа или вступления народа в эпоху цивилизованного развития. Современных саами нельзя не признать цивилизованным наро дом, они смогли в той или иной мере войти и в со временное общество (социализироваться), нашли своё место в новейших экономических отноше ниях и закрепились в межнациональной культуре России. Однако с национальной письменностью не всё в порядке. Нельзя сказать, что её нет, но мы не стали бы столь категорично утверждать, что она есть. По нашим данным десятки кольских саами способны читать на своём языке и лишь единицы пишут на нём. Родной письменный язык вполне удачно замещён русским письменным языком и, наверное, поэтому не видна такая объективная по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz