Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.

35 ИСТОРИЯ И ПРАВО функции —научное изучение следов поморской культуры Белого моря на примерах островных и береговых крестов как памятников истории культуры, а в отдельных случаях — и как памятников поморской техники (навига­ ционное средство) и технологии (по способу производства). Культурологическая. Эта функция, как и предыдущая, носит научный характер. В от­ личие от исторической, культурологическая функция определяет искусствоведческий ин­ терес к поморским крестам и как к малой архитектурной форме, и как к декору. Иконическая. Эта функция чрезвычайно близка к культурологической благодаря искус­ ствоведческой направленности, но отличается от нее своей концептуальной сущностью. В ря­ ду функций с ярко выраженными семанти­ ческими характеристиками иконическая явля­ ется узкоспециальной и исконной, так как несет в себе смысл репродуцирования объекта при помощи похожего суррогата [20, с. 55]. Патриотическая. Функция «постфактум». Это специфическая функция поморских крес­ тов, которая отчетливо проявляется в наше время там, где кресты находятся в не­ посредственной близости от жилья человека. Современники считают своим долгом произ­ водить элементарный (кустарный) ремонт крестов, используя современные материалы: гвозди, доски от ящиков и пр. Другой вариант проявления патриотической функции крестов — это их восстановление местными краеведами. Подобное эмоцио­ нальное воздействие испытали и члены экспе­ диции Арктик-клуба в 1988 году, когда после обнаружения остатков одного из поморских крестов на острове Медвежьем в Порьей Губе участниками экспедиции был сооружен новый крест (фото, с. 40.) Рефлексивная. Научная функция, имеющая важное социологическое значение. Эта функ­ ция свидетельствует о самобытности поморов, их способности противостоять стихии и, одновременно, о детерминированном характе­ ре зависимости от сил природы. Перечисленные функции не являются обя­ зательными для всех крестов, стоящих на островах и побережье Белого моря. Более того, можно сказать, что основное предназначение креста не всегда совпадает с теми или иными функциями. С течением времени функции поморских крестов изменяются, примером тому могут служить кресты, ставшие музейными экспо­ натами. АНАЛИЗ ПОМОРСКИХ КРЕСТОВ МЕТОДОМ ГАРМОНИЧНОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Прежде всего нам следует оговорить некоторые семантические детали системного подхода к изучению поморских крестов как совокупности крестовых объектов в целом и естественных знаков и символов в частности. Поморский крест объединяет в себе прак­ тически все известные знаки: естественный знак, образ, слово, букву и символ [20, с. 117]. В качестве символа поморский крест кодирует образ распятия; распятие отражает христианскую идею страдания и спасения; о спасении напоминает естественный знак «...в виде материального реального предмета» [там же]. О том, что слово описывает, а буква фиксирует, было сказано выше. Поморский крест как малая архитектурная форма берет свое начало, через иконическую функцию, от изображения креста, как рели­ гиозного символа. Символ этот, в свою очередь, имел реальный прообраз — распятие. «Вид человеческой фигуры, вписанной в окружность ...наводит на мысль о том, что в действительности римляне распинали людей в виде буквы X...» [15, с. 24]. Таким образом, форма креста была предопределена строе­ нием человеческого тела. Великий А. Дюрер, ссылаясь на Витрувия, писал: «...кто хочет строить, тот должен ориентироваться на строение человеческого тела, ибо в нем он найдет скрытые тайны пропорций» [10, с. 21]. Пропорции были хорошо известны русским строителям, в том числе и создателям помор­ ских крестов. Для соблюдения пропорций при строительстве русские зодчие использовали плотницкий наугольник [ 12, с. 46]. Плотницкий наугольник может быть пред­ ставлен как в виде треугольника (рис. 5), так и в виде квадрата (рис. 6). При этом гипотенуза треугольника (рис. 5) равна диагонали квадрата (рис. 6). Длина гипотенузы (диагонали) равна 2 м 16 см, что составляет величину русской единицы измерения — косой сажени. Соответственно катеты (стороны квадрата), согласно теореме Пифагора, равны 1 м 52,7 см, что составляет другую русскую единицу измерения — простую сажень [ 12, с. 46]. Таким образом, можно за­ ключить, что в основе плотницкого науголь­ ника лежат пропорции человеческого тела. А. Дюрер, интерпретируя идеи Витрувия, писал: «И подобным же образом строят квадрат; если измерить от ног до макушки, то ширина распростертых рук будет равна этой длине. Отсюда он (Витрувий. — И. Ц.) выводит квадратное строение. И, таким образом, он воплотил пропорции человеческих членов в совершенных размерах здания в таком замечательном соответствии, что ни древние, ни новые не могли отказаться от этого» [10, с. 21]. Видимо, одной из основ построения помор­ ских крестов был плотницкий наугольник. Но использование плотницкого наугольника не являлось строго обязательным, так как не каждый строитель был отменным плотником и поэтому мог не знать о его существовании. Важно другое, что, скорее всего, все строители крестов или значительная их часть поль­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz