Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.
35 ИСТОРИЯ И ПРАВО функции —научное изучение следов поморской культуры Белого моря на примерах островных и береговых крестов как памятников истории культуры, а в отдельных случаях — и как памятников поморской техники (навига ционное средство) и технологии (по способу производства). Культурологическая. Эта функция, как и предыдущая, носит научный характер. В от личие от исторической, культурологическая функция определяет искусствоведческий ин терес к поморским крестам и как к малой архитектурной форме, и как к декору. Иконическая. Эта функция чрезвычайно близка к культурологической благодаря искус ствоведческой направленности, но отличается от нее своей концептуальной сущностью. В ря ду функций с ярко выраженными семанти ческими характеристиками иконическая явля ется узкоспециальной и исконной, так как несет в себе смысл репродуцирования объекта при помощи похожего суррогата [20, с. 55]. Патриотическая. Функция «постфактум». Это специфическая функция поморских крес тов, которая отчетливо проявляется в наше время там, где кресты находятся в не посредственной близости от жилья человека. Современники считают своим долгом произ водить элементарный (кустарный) ремонт крестов, используя современные материалы: гвозди, доски от ящиков и пр. Другой вариант проявления патриотической функции крестов — это их восстановление местными краеведами. Подобное эмоцио нальное воздействие испытали и члены экспе диции Арктик-клуба в 1988 году, когда после обнаружения остатков одного из поморских крестов на острове Медвежьем в Порьей Губе участниками экспедиции был сооружен новый крест (фото, с. 40.) Рефлексивная. Научная функция, имеющая важное социологическое значение. Эта функ ция свидетельствует о самобытности поморов, их способности противостоять стихии и, одновременно, о детерминированном характе ре зависимости от сил природы. Перечисленные функции не являются обя зательными для всех крестов, стоящих на островах и побережье Белого моря. Более того, можно сказать, что основное предназначение креста не всегда совпадает с теми или иными функциями. С течением времени функции поморских крестов изменяются, примером тому могут служить кресты, ставшие музейными экспо натами. АНАЛИЗ ПОМОРСКИХ КРЕСТОВ МЕТОДОМ ГАРМОНИЧНОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Прежде всего нам следует оговорить некоторые семантические детали системного подхода к изучению поморских крестов как совокупности крестовых объектов в целом и естественных знаков и символов в частности. Поморский крест объединяет в себе прак тически все известные знаки: естественный знак, образ, слово, букву и символ [20, с. 117]. В качестве символа поморский крест кодирует образ распятия; распятие отражает христианскую идею страдания и спасения; о спасении напоминает естественный знак «...в виде материального реального предмета» [там же]. О том, что слово описывает, а буква фиксирует, было сказано выше. Поморский крест как малая архитектурная форма берет свое начало, через иконическую функцию, от изображения креста, как рели гиозного символа. Символ этот, в свою очередь, имел реальный прообраз — распятие. «Вид человеческой фигуры, вписанной в окружность ...наводит на мысль о том, что в действительности римляне распинали людей в виде буквы X...» [15, с. 24]. Таким образом, форма креста была предопределена строе нием человеческого тела. Великий А. Дюрер, ссылаясь на Витрувия, писал: «...кто хочет строить, тот должен ориентироваться на строение человеческого тела, ибо в нем он найдет скрытые тайны пропорций» [10, с. 21]. Пропорции были хорошо известны русским строителям, в том числе и создателям помор ских крестов. Для соблюдения пропорций при строительстве русские зодчие использовали плотницкий наугольник [ 12, с. 46]. Плотницкий наугольник может быть пред ставлен как в виде треугольника (рис. 5), так и в виде квадрата (рис. 6). При этом гипотенуза треугольника (рис. 5) равна диагонали квадрата (рис. 6). Длина гипотенузы (диагонали) равна 2 м 16 см, что составляет величину русской единицы измерения — косой сажени. Соответственно катеты (стороны квадрата), согласно теореме Пифагора, равны 1 м 52,7 см, что составляет другую русскую единицу измерения — простую сажень [ 12, с. 46]. Таким образом, можно за ключить, что в основе плотницкого науголь ника лежат пропорции человеческого тела. А. Дюрер, интерпретируя идеи Витрувия, писал: «И подобным же образом строят квадрат; если измерить от ног до макушки, то ширина распростертых рук будет равна этой длине. Отсюда он (Витрувий. — И. Ц.) выводит квадратное строение. И, таким образом, он воплотил пропорции человеческих членов в совершенных размерах здания в таком замечательном соответствии, что ни древние, ни новые не могли отказаться от этого» [10, с. 21]. Видимо, одной из основ построения помор ских крестов был плотницкий наугольник. Но использование плотницкого наугольника не являлось строго обязательным, так как не каждый строитель был отменным плотником и поэтому мог не знать о его существовании. Важно другое, что, скорее всего, все строители крестов или значительная их часть поль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz