Циркунов, И. Б. Поморские кресты // Наука и бизнес на Мурмане. - 1997. – N 2 (май). - С. 27-41.

33 ИСТОРИЯ И ПРАВО Такие криптограммы, как и им подобные, являются примером творческого отношения строителя креста. Структура такой крипто­ граммы очень проста. Каждая буква тайнописи — это или первая буква слова в данной фразе, или предлог с ключевым словом в заши­ фрованном выражении. Кроме того, были широко распространены крипто- и монограммы в нижней части креста, под подножием. Буквы, обозначаемые в этой части поморского креста, не были обяза­ тельным атрибутом, но если они изобража­ лись, то означали следующее: «М.Л.Р.Б.» — «Место лобно распят бысть» (рис. 1), «Г.Г.Г.А.» — «гора Голгофа; глава Адамова» [16, с. 356]. Монограмма и титло Поморский крест острова Кемлудского имеет очень интересный знак — «N» (рис. 4). Этот знак — монограмма имени Иисуса Христа. Автор креста, видимо, был хорошо знаком с текстами Святого писания и с широко рас­ пространенной в христианском мире латинской аббревиатурой «I N R J» («lesus Nazarenus Rex Judaeorum») — «Иисус Назарет Царь Иудейский». Знак «N» в данном случае является монограммой имени Бога-сына. Имя право­ славного Бога записывалось только в верхней части креста и занимало топ, дощечку и сред­ нюю балку, либо одну или две из трех названных частей креста. Монограммная запись имени Христа — редкое явление. В русском православии было широко распространено титло, где значились буквы «1.Н.Ц.1.». Такая запись имени Бога, по мнению Феодосия Васильева, является наиболее древней, а значит — истинной [24, с. 255]. Возможно «истинность» такого на­ чертания можно объяснить схожестью с ла­ тинской аббревиатурой. С «четырехбуквенным догматом» были несогласны раскольники-поморы, которые утверждали, что имя Иисуса Христа следует записывать следующим образом: «ЦРЬ СВЫ (СЛВЫ) 1C (ИС) ХС (ХСЪ) СНЬ БЖИ (БЖ1И)» или тайнописью «Ц.С.1.Х.С.Б.», что расшифровывается как «царь славы Иисус Христос сын Божий». Характерная поморская запись имени Бога обнаружена экспедицией Арктик-клуба на кресте, расположенном южнее мыса Корабельного (рис. 3). Вражда между феодосеевцами и рас­ кольниками шла недолго. Но создание единого канона заняло почти весь XVIII век. «Когда умер отец Феодосий... — пишет Николай Барсов, — настоятель Игнатий Трофимов с Андреем Денисовым "...мир положи до обыскания титлы на животворящем кресте"» [1, с. 118]. С 1711 (год смерти отца Феодосия) по 1791 год шло установление истинного начертания титла. В конце концов было признано, что славянская монограмма «1.Н.Ц.1.» — не самая древняя. Древнейшая форма надписи —«1.С.Х.С.», запе­ чатленная на монцком и датском, встречается на греческих и русских крестах вплоть до XVI века [16, с. 349]. Интереснейшим докумен­ тальным памятником периода установления истинности написания имени Бога является гранитная стела, обнаруженная в ходе экспе­ диции Арктик-клуба (рис. 1). На стеле, дати­ руемой 25 мая 1760 года, на изображении креста высечена славянская монограмма и поморская криптограмма имени Иисуса Христа. В заключение следует отметить, что материал, изложенный в этом разделе, не исчерпывает всего многообразия крестовой графики. Более того, изображения на помор­ ских крестах расшифрованы не полностью и таят еще немало загадок. К ВОПРОСУ О НАЗВАНИЯХ, ФУНКЦИЯХ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ КРЕСТОВ В литературных источниках, так или иначе затрагивающих тему креста, авторами предпринимаются попытки классифицировать ныне существующие поморские кресты. Наиболее распространенные названия — «обетный» или «оветный», «приметный», «путный», «поклонный», «надмогильный». При этом наблюдаются две следующие тенденции. Во-первых, в том, что авторов не устраивает широко распространенное название «помор­ ский крест», явно прослеживается желание дать кресту уточняющее название. Во-вторых, столь широкий диапазон наименований говорит об отсутствии строгой классификации крестов по формам и, тем более, по предназначению. Исключение, пожалуй, составляет описание мезенских крестов, выполненное С. И. Дмитриевой, в котором сделана попытка классифицировать кресты района исследований [9, с. 461—466]. Таким образом, намечаются два пути формирования названий крестов. Первый — это использование культовой или местной тра­ диции, например, в определениях «поклонный» и «обетный» («оветный») [11, с. 106—108]. Вто­ рой — это логико-аналитический путь, когда исследователь на основании собственного опыта и знаний создает название-опре­ делитель. Оба пути приемлемы, но имеют общий серьезный недостаток: не в полной мере раскрывают функции и предназначение поморских крестов. Для полноты информации о разнообра­ зии названий крестов сошлемся еще на два источника. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона называет вось­ миконечный крест, схожий с поморским, — «патриаршим» [23, с. 656—657]. В монографии Н. Покровского имеется следующий перечень крестов по их назначению: «...напрестольные,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz