Циркунов, И. Б. Мурманск - Вытегра : [сборник очерков] / И. Б. Циркунов. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2024. - 94, [1] с. : ил., портр., факс.
И. Б. Циркунов. МУРМАНСК - ВЫТЕГРА представляет собой элемент эсхатологического мифа, переработан ного Н. Клюевым и явленного в этом стихотворении. «Богатырка», с одной стороны, это - гимн восьмилетию Октябрьской революции - «Ты мой чумазый осьмилеток...». С другой стороны, это стихотво рение - трагедия (дословно переводится как «козлиная песня или песнь козлов) - памяти павшим борцам революции - «В груди, в виске ли будет дырка...»; «С тобой и в смерти я пригож!»; «На ос лепительные раны / Прекрасных внуков и сынов» (Клюев 1969-2: 228-229). Как гимн «Богатырка» могла бы быть зачином к космого ническому мифу - о начале нового революционного мира, о проис хождении социалистического порядка, но трагедийность берёт верх. В этой весомой трагедийности, которая нарастает к концу произве дения,. усматривается основополагающий эсхатологический миф о конце света, читай - революции, о конечной судьбе её борцов-ре- волюционеров с главным хтоническим персонажем «старухой мур манской» на фоне персонажа исторического - Колчака (Александр Васильевич Колчак (1874-1920) - адмирал, Верховный правитель России). Старуха представляет собой образ и/или символ финала или приближающегося конца какого-нибудь процесса. Старуха в нашем понимании действует в эсхатологическом мифе в противовес патриархальным старухам по Михайлову. Сле довательно, в «старухе мурманской» можно рассмотреть хтониче- ское существо (хтонь с греч. - земля, почва), олицетворяющее ди кую природную мощь Земли, что соответствует древнегреческой мифологии. В. Г. Базанов, кстати заметить, утверждал: «У Клюева эллинское понимание природы» (Базанов 1990: 235). А К. М. Аза- довский уточняет: «В письмах Клюева последних лет - обилие ци тат из Гомера, Феогнида...» (Азадовский 2003: 308). Помимо хтонических божеств - Аида, Геи, Гекаты и других в старые времена были известны и божества, воплощавшие или толь ко символизирующие ветра. Подтверждение этому можно найти, например, в словаре Брокгауза и Ефрона (Энциклопедический сло варь 1990: 756). Хтонический культ эмоционально навевал страх перед загробной неизвестностью, поэтому культ стал носить осо бый отрицательный характер. Знаний древнегреческой мифологии Н. Клюеву не занимать. Видимо, поэтому, имея в виду патриархаль ность стариков и старух в других стихотворениях, в произведении «Богатырка» в отношении старухи Николай Алексеевич использу ет эпитет «мурманская», чтобы отличить её от других престарелых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz