Циркунов, И. Б. Мурманск - Вытегра : [сборник очерков] / И. Б. Циркунов. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2024. - 94, [1] с. : ил., портр., факс.

И. Б. Циркунов. МУРМАНСК - ВЫТЕГРА с топонимом «Бараний берег». Здесь не разводят баранов, просто валуны похожи на лбы этих животных.) Эта догадка принадлежит журналисту Николаю Дубинину, описывающему свою поездку на Выг в 1955 году. Подтверждает он своё предположение ссылками на письменные источники и устное предание: «... было около озера голое, каменистое место - Лоб. И поселились там люди...» Таким об­ разом, в ойкониме «Лоб» проглядывает его первичное финно-угор­ ское значение: имя народа-аборигена «лопь» (Маркова 1997: 203). Н. Клюев не раз использует название «Лапландия», эпитет «лап­ ландский» в стихотворении «Ленинград» (Гудят ему волны о крае, / Где юность и Мая краса, /И ветер лапландский вздувает / В гра­ нитных зрачках паруса...), да и себя именует «лапландским князем». Основную мысль Е. Марковой о финно-угорских корнях рус­ ского поэта Николая Клюева можно обнаружить в отношении поэта к той земле, к той стране, в которой он родился и вырос. Опять же согласимся с Е. И. Марковой, которая считает, что «Лапландия Клю­ ева - это одновременно мифологизированная страна и конкретная, хорошо узнаваемая каждым северянином земля, художественно обобщённый образ всех северных земель и родная сторона. Здесь родился и вырос поэт. Здесь он стал писать стихи. Отсюда уходил, сюда вновь возвращался. Клюев предельно стягивает пространство, поэтому в его Лап­ ландии наличествуют все дорогие ему элементы северного природ- но-культурного комплекса: Белое море и Онежское озеро, Олония и Помория, Кижи и Выг, Соловки и Палеостров, Кемь и Валаам» (Маркова 1997: 33-34). Следует лишь уточнить, что границы Лап­ ландии изменялись в разное время. Но вряд ли когда-либо, напри­ мер, вепсская деревня Коштуги, родина Н. Клюева, входила в исто­ рическую область Лапландии. Лопари оставили свой след, который отчётливо читается в топонимах и гидронимах, на территориях исторических земель вепсов, чуди, ингерманландцев, карел и дру­ гих народов, проживающих в северных областях России. Этот след остался, скорее всего, в результате длительных процессов миграции саамского народа на Крайний Север. Такой след можно обнару­ жить и под Подольском Московской области в названии реки Моча, что в переводе с саамского языка означает Красивая. Лапландия у Н. Клюева - это не география, не реальная территория. Здесь мож­ но в очередной раз сослаться на мнение Е. И. Марковой: «...Лаплан­ дия - это мифологизированное пространство, в описании которого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz