Циркунов, И. Б. Мурманск - Вытегра : [сборник очерков] / И. Б. Циркунов. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2024. - 94, [1] с. : ил., портр., факс.
86 соловецкие дебри и леса Беломорья открыли мне нетленные клады народного духа: слова, песни и молитвы. Познал я, что невидимый народный Иерусалим —не сказка, а близкая и самая родимая под линность, познал я, что кроме видимого устройства жизни русского народа как государства или вообще человеческого общества суще ствует тайная, скрытая от гордых взоров иерархия, церковь неви димая —Святая Русь, что везде, в поморской ли избе, в олонецкой ли позёмке или в закаспийском кишлаке есть души, связанные меж ду собой клятвой спасения мира, клятвой участия в плане Бога. И план этот —усовершенствование, раскрытие красоты лика Божия» (Клюев 2003: 35). На основании бесед с поэтом исследователи его творчества ука зывали на эти моменты жизни молодого Н. Клюева. Так, академик П. Н. Сакулин (1868-1930) в 1916 году отмечал: «Духовной жаждой томим», Н. А. Клюев 16 лет ушёл в Соловки «спасаться» и надел на себя девятифунтовые вериги» (Сакулин 1916). Это было первое упоминание в печати о факте пребывания Николая Клюева на Со ловках в качестве послушника «в веригах», хотя документально этот факт не подтверждается, что и отмечает современный биограф: в числе биографических фактов, «... не нашедших до сих пор под тверждение, особое место занимает пребывание Клюева на Солов ках, где он якобы «спасался», надев на себя «девятифунтовые вери ги»» (Азадовский 2003: 18). Нам интересно знать: бывал ли Н. Клюев в Норвегии: действи тельно или только в своих снах и грёзах? Это бы означало - бывал ли поэт на Мурмане или хотя бы проходил на судне вдоль Мурман ского берега? Документальных подтверждений у нас нет. Но геогра фический горизонт Николая Клюева, достигавший приарктических широт Норвегии, пока что однозначно исключать нельзя. Живя в Соловецком монастыре, если он там бывал, его вполне могли отпра вить с братией по делам на судне в Норвегию. Опять-таки фактов, подтверждающих подобное плавание Н. Клюева нет, или они пока не обнаружены. Возможно, он слышал или видел, как отправляются в плавание поморские суда, или встречал поморов, вернувшихся из похода в Норвегию, слушал их рассказы и представлял, как бы он мог с ними ходить к берегам этой страны. Заметим, что поморская топонимика (Коневец; Пинега) также присутствует в заметке, оза главленной «Из записей 1919 года»: «Жизнь моя —тропа Батые- ва: от студёного Коневца (головы коня) до порфирного быка Сивы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz