Циркунов, И. Б. Мурманск - Вытегра : [сборник очерков] / И. Б. Циркунов. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2024. - 94, [1] с. : ил., портр., факс.

86 соловецкие дебри и леса Беломорья открыли мне нетленные клады народного духа: слова, песни и молитвы. Познал я, что невидимый народный Иерусалим —не сказка, а близкая и самая родимая под­ линность, познал я, что кроме видимого устройства жизни русского народа как государства или вообще человеческого общества суще­ ствует тайная, скрытая от гордых взоров иерархия, церковь неви­ димая —Святая Русь, что везде, в поморской ли избе, в олонецкой ли позёмке или в закаспийском кишлаке есть души, связанные меж­ ду собой клятвой спасения мира, клятвой участия в плане Бога. И план этот —усовершенствование, раскрытие красоты лика Божия» (Клюев 2003: 35). На основании бесед с поэтом исследователи его творчества ука­ зывали на эти моменты жизни молодого Н. Клюева. Так, академик П. Н. Сакулин (1868-1930) в 1916 году отмечал: «Духовной жаждой томим», Н. А. Клюев 16 лет ушёл в Соловки «спасаться» и надел на себя девятифунтовые вериги» (Сакулин 1916). Это было первое упоминание в печати о факте пребывания Николая Клюева на Со­ ловках в качестве послушника «в веригах», хотя документально этот факт не подтверждается, что и отмечает современный биограф: в числе биографических фактов, «... не нашедших до сих пор под­ тверждение, особое место занимает пребывание Клюева на Солов­ ках, где он якобы «спасался», надев на себя «девятифунтовые вери­ ги»» (Азадовский 2003: 18). Нам интересно знать: бывал ли Н. Клюев в Норвегии: действи­ тельно или только в своих снах и грёзах? Это бы означало - бывал ли поэт на Мурмане или хотя бы проходил на судне вдоль Мурман­ ского берега? Документальных подтверждений у нас нет. Но геогра­ фический горизонт Николая Клюева, достигавший приарктических широт Норвегии, пока что однозначно исключать нельзя. Живя в Соловецком монастыре, если он там бывал, его вполне могли отпра­ вить с братией по делам на судне в Норвегию. Опять-таки фактов, подтверждающих подобное плавание Н. Клюева нет, или они пока не обнаружены. Возможно, он слышал или видел, как отправляются в плавание поморские суда, или встречал поморов, вернувшихся из похода в Норвегию, слушал их рассказы и представлял, как бы он мог с ними ходить к берегам этой страны. Заметим, что поморская топонимика (Коневец; Пинега) также присутствует в заметке, оза­ главленной «Из записей 1919 года»: «Жизнь моя —тропа Батые- ва: от студёного Коневца (головы коня) до порфирного быка Сивы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz