Циркунов И.Б. О предначальной фазе возникновения городов // Мировой город и глобальная деревня: перспективы диалога в современном мире : сборник научных статей [шестого международного Кантовско-Бахтинского научно-практического семинара, Мурманск, 14-15 марта 2018 года / Мурманский арктический государственный университет. – Мурманск : МАГУ, 2019. – С. 85-92.
сушёную, копчёную и пр., включая продукты первичной переработки ры- рыбы и зверобойного промысла. В-третьих, по морю можно ходить. Именно море с его структурой морских течений и розой ветров создавало условие, которое при рациональном использовании паруса, как основного в то время морского движителя на флоте, создавало в сфере морского транспорта, так называемого третичного сектора экономики, прибавочный продукт, чрезвычайно важный для развития поморского хозяйства. Парусник «... сам по себе является производителем прибавочного продукта [энергии]», отмечал Валлерстайн, ссылаясь на исследования Нэфа, Губера и Коттрелла (Валлерстайн, 2015. С. 298). Естественно, развитие транспорта, включая появление пароходного сообщения, безусловно плодотворно влияло на развитие торговли, как внешней, так и внутренней. Следует лишь заметить, что это влияние было весьма специфичным. Поморы имели свой промысловый и торговый флот. «По сведениям, собранным по поручению комитета для помощи поморам Русского Севера А. Г. Слезскинским, поморский флот состоит в настоящее время [это был 1896 год - И. Ц.] из 414 парусных судов, вместимостью 20 250 тонн и стоимостью около 750 ООО рублей» (Энгельгардт, 2009. С. 15). Этот факт говорит о том, что у поморов развивалось и судостроение. «Судостроением поморы занимаются исключительно зимой» (Энгельгардт, 2009. С. 57). Такая сезонность, видимо, не давала возможности модернизировать судостроительные процессы и технологии. Внутренняя торговля до появления пароходного сообщения требовала собственного поморского флота, но она не привела к серьёзному развитию поморского судостроению и к созданию новых типов торговых и промысловых судов, в отличии от феномена Колина Арчера в Норвегии. Пароходное сообщение, как собственно и сами пароходы и общества, пришедшие на Север из центра, способствовали усилению торговли и торговых связей колоний поморов между собой и с городскими торговыми центрами. Такое же позитивное влияние северные пароходства оказывали и на развитие внешней торговли. Однако, анализ этого аспекта развития торговли и поморских поселений выходит за рамки заявленной темы. Представленные лингво-исторические и инвайронментальные особенности, а также аналитические моменты в осмыслении развития предначальной фазы процесса урбанизации Мурмана, следует считать достаточным основанием, чтобы признать фактическим урбанистическое явление «предначальной фазы урбанизации», как минимум, на примере Мурмана. Источники и литература Государственный архив Архангельской области (ГААО) 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz