Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

71 сень, под которой он находится, переносят с места на место, тем самым обозначая его как исторический объект. Однако время берёт своё, и навес с оградкой мало влияют на его защиту от атмосфер­ ных осадков и выхлопных газов. И. Ушаков берётся за изучение Кольского креста как малой архитектурной формы и приходит к выводу, что это не просто самый древний исторический объект на Кольской земле, а это «... памятник нашим предкам, безвестным труженикам <...> в нём отразились их верования, страдания и на­ дежды» (Ушаков, 1998-2. С. 253). В 1974 году Кольский крест при­ знают памятником архитектуры федерального значения. Однако, крест был снесён, но благодаря выводам историка Ушакова, в том числе, Кольский крест со временем переносят в местный музей по­ морского быта, который был расположен в историческом здании XIX века храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Со време­ нем здание храма передают Русской Православной Церкви, и по­ клонный крест, который теперь стараются именовать «путным», становится реликвией и святыней. Вообще подробней об истории Кольского креста с новейшими открытиями теперь уже профес­ сора Сергея Никонова можно ознакомиться у историка-архивиста Дмитрия Ермолаева (MB, 23.10.2010). В этом примере, на наш взгляд, в полной мере проявилась ос­ новная идея телеологии как учения о целевой детерминации бы­ тия, целевой зависимости и целесообразности вообще. Кольский крест за всю свою многовековую историю, меняя своё месторас­ положение и статус, как был, так и остаётся христианским право­ славным крестом. Об этом и писал профессор И. Ушаков, озвучи­ вая главную идею этого символа. Анализируя научное наследие Ивана Фёдоровича Ушакова, нельзя не отметить тот факт, что в его трудах мы можем найти слово «Арктика». Оно употребляется, как правило, в контексте «исследователь Арктики». При этом учёный не предпринимает попыток развить тему Арктики, только если в значении её изуче­ ния, и не создаёт концепт «Арктики». Иван Фёдорович далёк и от проблемы арктического субтекста, у него даже нет арктического

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz