Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
68 самого исследования, в нашем случае, историко-краеведческого исследовательского процесса в обществе в данное время и в опре делённой географической локализации. Имеется в виду состояние развития краеведения в Мурманской области в 1950-1990 годы. Третья плоскость фиксирует общий научно-культурный контекст современности в России. Эта модель как нельзя лучше соответ ствует и может дать описание историку-краеведу, профессору И. Ушакову. Следуя тематическому анализу, остановимся теперь на трёх ос новных аспектах использования «тем». Во-первых, само темати ческое понятие в исторической науке, к чему относятся, например, темы войны и подвига народа, государственного строительства и управления, социально-экономических и трудовых отношений, развития культуры и некоторые другие темы, находит своё отра жение в исследованиях профессора И. Ушакова, но в рамках тер ритории Кольского полуострова. Так, например, тема войны и подвига народного представлена через географические названия: «Остров Немецкий», «Губа Княжая», «Валитово городище» (Уша ков, 1998-2. С. 271-286). Эта же тема представлена учёным как народная память, предания, легенды, поверья. О тех же героях и событиях Иван Фёдорович написал статьи в декалогах «Воитель Валит», «Почему губа «Княжая»?» (Ушаков, 1998-1. С. 337-339). Во-вторых, методологическая тема в исторической науке в со ветское время определяется строго и определённо - это формаци- онно-классовый подход, чему следовал Иван Фёдорович. Основы ваясь на этом подходе, профессор, например, даёт чёткое описание покрута в подразделе «Организация труда на тресковых промыс лах» (Ушаков, 1997. С. 70-72). В статье «Покрут» в историко-кра еведческом словаре он приводит конкретное определение этой форме трудовых отношений и последующего перераспределения улова, полученного совместным трудом (Ушаков, 2001. С. 204). Правда, со временем методологический подход в исследованиях И. Ушакова дополняется, или, точнее, некоторые позиции в фор- мационно-классовом подходе смягчаются, как, например, роль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz