Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

64 краеведческой деятельности и критерии научности и массовости. Эмпирическая социология краеведения исследует аудитории, их восприятие краеведческих работ, например, печатных или экспо­ зиционных, проводит мероприятия по организации культурных и туристических мероприятий и походов, организацию городских краеведческих квестов и анализ проведённых мероприятий и их восприятие. Признание факта создания когнитивной карты истории Коль­ ского Севера за профессором И. Ушаковым говорит об эволю­ ции его сознания и, соответственно, методологии исследования. Отталкиваясь от того, что обучение Ивана Фёдоровича происхо­ дило в советское время, можно понять, естественно, что молодой учёный всецело опирался на марксистско-ленинскую идеологию. Если прочесть первые строки его кандидатской диссертации, то видно, что исследование одного из дворянских горнозаводских хозяйств XIX века начинается с цитирования И. Сталина, что уж говорить о методологии исследования. Это не укор или усмешка из XXI века, а лишь констатация тех жёстких условий, в которых приходилось работать советским учёным, и по-другому им не по­ зволяли писать, только как через славословие КПСС и её лидерам. Анализ эволюции методологии исследований профессора И. Ушакова мы построим на рассмотрении понятия «познание» и его преломления к явлению, которое мы определили как создание когнитивной карты истории Кольского Севера. Начинающий иссле­ дователь Иван Ушаков, безусловно, в своём изучении горнозавод­ ского хозяйства дворян Пашковых опирался на понимание позна­ ния как процесса «...погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения её власти субъекта и обобщения (познания общего в её явлениях)...» (Ленин, 1978. С. 176). Однако это общая пози­ ция марксистской философии, а нас будет интересовать определе­ ние исторического познания. Оно, видимо, также рассматривалось как процесс погружения ума, в данном случае, в социально-эконо­ мические и культурные производные (всё-таки это институты), как ненадстроечные пласты человеческой жизнедеятельности. Таким

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz