Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.
64 краеведческой деятельности и критерии научности и массовости. Эмпирическая социология краеведения исследует аудитории, их восприятие краеведческих работ, например, печатных или экспо зиционных, проводит мероприятия по организации культурных и туристических мероприятий и походов, организацию городских краеведческих квестов и анализ проведённых мероприятий и их восприятие. Признание факта создания когнитивной карты истории Коль ского Севера за профессором И. Ушаковым говорит об эволю ции его сознания и, соответственно, методологии исследования. Отталкиваясь от того, что обучение Ивана Фёдоровича происхо дило в советское время, можно понять, естественно, что молодой учёный всецело опирался на марксистско-ленинскую идеологию. Если прочесть первые строки его кандидатской диссертации, то видно, что исследование одного из дворянских горнозаводских хозяйств XIX века начинается с цитирования И. Сталина, что уж говорить о методологии исследования. Это не укор или усмешка из XXI века, а лишь констатация тех жёстких условий, в которых приходилось работать советским учёным, и по-другому им не по зволяли писать, только как через славословие КПСС и её лидерам. Анализ эволюции методологии исследований профессора И. Ушакова мы построим на рассмотрении понятия «познание» и его преломления к явлению, которое мы определили как создание когнитивной карты истории Кольского Севера. Начинающий иссле дователь Иван Ушаков, безусловно, в своём изучении горнозавод ского хозяйства дворян Пашковых опирался на понимание позна ния как процесса «...погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения её власти субъекта и обобщения (познания общего в её явлениях)...» (Ленин, 1978. С. 176). Однако это общая пози ция марксистской философии, а нас будет интересовать определе ние исторического познания. Оно, видимо, также рассматривалось как процесс погружения ума, в данном случае, в социально-эконо мические и культурные производные (всё-таки это институты), как ненадстроечные пласты человеческой жизнедеятельности. Таким
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz