Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

61 землю, и созданный учёным образ, с одной стороны, знакомого нам, но, в то же время, с другой стороны, исторического простран­ ственного окружения. В этом действии нет ничего необычного и новаторского, тем более что работа учёного вполне укладывалась в рамки действующей тогда марксистско-ленинской парадигмы. Как законспектировал В. И. Ленин в «первом отделе: субъектив­ ность. О Канте» книги Гегеля «Наука логики»: «Человек не может охватить=отразить=отобразить природы всей, полностью, её «не­ посредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.» (Ленин, 1978. С. 164.). В создании научной картины мира и, тем более, когнитивной карты истории своего региона или края важной частью работы учёного является создание так называемого научного истори­ ко-краеведческого контента: связного текста, логически постро­ енного изложения основного хода исторических событий в крае, необходимых карт и схем, исторических и современных иллюстра­ ций, документальных архивных сообщений, как доказательного материала историческим фактам и событиям. Но другая, не менее важная, часть работы учёного - это использование обычных, из­ вестных и малораспространённых, а может быть, и создание но­ вых форм подачи материала, о которых мы уже упоминали. Мно­ гообразие форм подачи исторического материала необходимо для создания мыслимого (возможного, рисуемого, вообразимого, если угодно, эвентуального) экрана у воспринимающей стороны, будь то читатель или слушатель. Профессор И. Ушаков создаёт «усло­ вия экранирования» у своего читателя, в частности. У читателя мо­ жет сложиться или возникнуть мыслимый экран. Экран удержи­ вает задаваемую профессором историческую когнитивную карту исторического прошлого Кольского края. Экранирование создаёт­ ся мнгообразием сюжетов и не столько сюжетов или сценариев, т. к. они могут быть самодостаточны, но и фреймами, понятиями, гештальтами. На самом деле экранирование создаётся только со­ четанием многообразия и сюжетов, и фреймов, и карт, и понятий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz