Циркунов, И. Б. Краевед земли Кольской: социологический очерк / Циркунов И. Б. – Москва : Перо, 2021. - 129, [1] с. : ил., портр., факс.

102 ряд кодов, которые приписывают используемым им выражениям определённое содержание. При этом автор (если он предназначает свой текст для коммуникации) должен исходить из того, что ком­ плекс применяемых им кодов - такой же, как и у его возможного читателя. Иначе говоря, автор должен иметь в виду некую модель возможного читателя (далее - M-Читателя), который, как предпо­ лагается, сможет интерпретировать воспринимаемые выражения точно в таком же духе, в каком писатель их создавал» (Эко, 2016. С. 20). Примерами таких кодов у И. Ушакова могут выступать даже названия его самых известных книг. Например, книга «Кольская земля» - это уже самостоятельный код, - Кольская земля, который однозначно воспринимается живущими в Мурманской области, ориентируя их в историческом пространстве и, главное, в исто­ рическом времени. Только кажущаяся неконгруэнтность понятия «Кольская земля» понятию «мурманское краеведение» на самом деле чётко определяет место и время происходящих в историче­ ском плане событий в разделе мурманского или северо-западного краеведения или североведения вообще. Созданная И. Ушаковым читательская аудитория, безусловно, должна была ощущать стиль, а может быть, и идиостиль автора. От произведения к произведению шло совершенствование стиля, и, видимо, можно даже при желании изучить историю стиля И. Ушакова. Однако нам представляется не менее важным рассмо­ треть историю вкуса к научной исторической точности, которую и прививал, и насаждал профессор И. Ушаков. Наиболее яркий пример - это развенчание историком гёбелевских измышлений и милосердное отношение профессора к личности автора этих исто­ рических экзерсисов, орнитологу и предпринимателю. Изучая и оценивая творчество Ивана Фёдоровича, мы исхо­ дим из того, что ценность произведения может быть определена лишь в сознании читающих. Если писатель создаёт красоту в сво­ ём произведении, то читатель открывает красоту произведения. Если учёный создаёт ясное и понятное историческое повество­ вание о родном крае, то читатель открывает и познаёт историю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz