Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.

И. Б. Циркунов СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ОСЕДОЛОСТИ СААМИ Кольских саамов, или, как их раньше называли, лопь, лопари, издав­ на, с XVI в., различали по четырём племенным группам. Терская лопь проживала в районах рек Поной и Иоканги, лешая лопь - из района реки Канды и озера Ковдозера, нотозерская лопь и кончанская - из района Кильдин - Мотка - Печенга. В начале XVII в. на Кольском полуострове насчитывалось порядка 15 саамских погостов. «Самыми крупными среди них были: Понойский (30 веж - 70 налогоплательщиков)...»1. Со временем из Понойского погоста выделилось несколько групп, которые расселились вверх по течению реки Поной, образовав Пурнацкий, Лунданский, Тулван- ский и Каменский погосты. Этот эпизод свидетельствует об определённой социально-экономической активности населения Поноя, которая была вы­ звана поиском новых экономических условий самостоятельной жизни и хозяйствования вновь образованных родовых групп. Другой пример социальной активности понойского населения - это обращение терских лопарей, принявших христианство, с просьбой о строи­ тельстве на реке Поное церкви. В писцовой книге 1608 г. есть запись: «...храм верховных апостол Петра и Павла, древян, поставлен по челоби- тию терских лопарей и для крещения и веры православные...»2. «Храм строился около 1570 года, и все иконы, книги, ризы, утварь - дар Ивана Грозного»3. Однако отношения местных жителей и священнослужителей не сложились и последние покинули погост. Несколько лет богослужение в понойском храме не велось. «Весной 1581 года Иван IV по просьбе мо­ нахов Троице-Сергиева монастыря отдал им в содержание церковь вместе с половиной реки Поной, чтобы «лопари крещеные от веры не отстали». Вскоре церковь была восстановлена»4. История роста и развития Поноя и его окрестностей, становление Поноя как волостного центра изложена в трудах профессора И.Ф. Ушакова. Мы об­ ратим внимание на ещё один эпизод в истории этого старинного поселения. В 60-е гг. XIX в. некоторые саамские семьи начинают жить в Поное осёдло5. По данным Харлина Леонида Александровича, уроженца села По­ ной, ныне проживающего в г. Архангельске, собирателя истории Поноя и 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследова­ ния. -Мурманск: Кн. изд-во, 1997. - Т. 1: Кольская земля. - С. 106. 2 Там же. - 1998. - Т. 2: Кольский Север. - С. 323. 3 Там же. 4 Там же. - 1997. - Т. 1: Кольская земля. - С. 62. s Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист.-краевед. слов. - Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С. 208. 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz