Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.

дуют в традициях и поведении за русскими, принимают православие. В выборе вероисповедания, правда, косвенно на руку православным священ­ никам сыграла недальновидная политика датского короля Кристана IV (Христиана IV), который в 1591 г. повысил размер дани, собираемой с ло­ парей, которые всё ещё оставались «двоеданными» до 1602 г.1 Таким образом, если православие для саамов инструмент социализа­ ции, сохранения и благополучия общества, т.е. социальный институт, при­ носящий определённые выгоды и блага, то процесс христианизации от са­ мого начала до момента перехода к оседлости можно считать периодом, видимо, дискретным, мнимого времени. В контексте «бинарной оппози­ ции» мнимое время в начальной фазе - крещения - время, скорее всего, было сакральным, но оно уже положило начало профаннуму времени. К моменту перехода к осёдлости время превалирует как профанное. В ре­ зультате конструирования сакральных ценностей возникает профанное время, что означает вступление общности в цивилизованные отношения, в том числе, в социально-экономические отношения, в частности, и по во­ просу осёдлости и прав собственности и совместного пользования. Следо­ вательно, переход саами к осёдлости, как социально-экономический фено­ мен, является результатом крещения саами, которое разворачивалось в мнимом времени, представленном «бинарной оппозицией» сакрального и профанного времени. 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: в 3 т.: Историко-краеведческие исследова­ ния. - Мурманск: Кн. изд-во, 1998. - Т. 3: Кольская старина. - С. 436; 1997. - Т. 1: Кольская земля. - С. 93. 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz