Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.

ное время продолжалось, но в сложной и двоякой форме, сохраняющей в тайне ценности шаманизма и демонстрируя приверженность православию. На наш взгляд, мнимое время в истории того или другого народа обязательно появляется, когда в первый раз, как правило, доподлинно не­ известно. Второй и последующие «перпендикуляры к реальному времени» могут быть зафиксированы в преданиях и даже письменных источниках. По нашему мнению, события 1570-1580-х гг. в истории терских лопарей можно рассматривать как проявление мнимого времени, без попыток оп­ ределить порядковый номер такого проявления. Мы вполне осознаём, что одно из ранних «времён» - мифическое - предшествует эмпирическому или историческому времени, которое, как нам видится, является, если не самим собственным профанным временем, то хотя бы содержит его эле­ менты, Профанное время в полной мере исторично, линейно и необратимо, что делает его похожим на физическое или реальное время. Но оно также является повседневным или обычным временем. Мифическое время на ранней стадии, видимо, имеет линейную структуру, что соответствует пер­ вобытному мышлению. В дальнейшем структура темпоральности перво­ бытного мышления от линейности, благодаря наблюдениям за природой, переходит к цикличности. Повторяемость событий в данном случае играет на пользу создания ритуалов в большей степени, а не на создание истории событий. Таким образом, происходит сакрализация времени. В свою оче­ редь, сакральное время или, точнее, нечто сакральное в обществе начинает рассматриваться как онтологическая и сотериологическая ценности. За­ крепление онтологических и сотериологических ценностей в обществе конструирует профанный, или человеческий мир, где и течёт профанное время. Принятие христианства, или, точнее сказать, факт крещения терских лопарей, предлагаем рассматривать в контексте социологических исследо­ ваний Э. Дюркгейма о соотношении коллективных представлений с соци­ альными институтами. В этом ключе крещение лопарей или собственно религия представляется не как инструмент спасения души, а как инстру­ мент сохранения и благополучия общества. Крещение саами - процесс длительный и многогранный и не всегда носил сугубо религиозные фор­ мы. Христианизация саами сродни процессу вхождения в цивилизацию, принятию новых культурных ценностей, поэтому и переход к осёдлости можно рассматривать как принятие общекультурных ценностей. А «рус­ ский брат», имеется в виду не только процедура крестования1, исповедует православие и пользуется определёнными благами цивилизации. Конечно, русское население получало блага не бесплатно, платило налоги, но уро­ вень жизни его всё равно был выше, чем у аборигенов. Поэтому саами сле­ 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: в 3 т.: Историко-краеведческие исследова­ ния. - Мурманск: Кн. изд-во, 1998. - Т. 3: Кольская старина. - С. 385. 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz