Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.
ное время продолжалось, но в сложной и двоякой форме, сохраняющей в тайне ценности шаманизма и демонстрируя приверженность православию. На наш взгляд, мнимое время в истории того или другого народа обязательно появляется, когда в первый раз, как правило, доподлинно не известно. Второй и последующие «перпендикуляры к реальному времени» могут быть зафиксированы в преданиях и даже письменных источниках. По нашему мнению, события 1570-1580-х гг. в истории терских лопарей можно рассматривать как проявление мнимого времени, без попыток оп ределить порядковый номер такого проявления. Мы вполне осознаём, что одно из ранних «времён» - мифическое - предшествует эмпирическому или историческому времени, которое, как нам видится, является, если не самим собственным профанным временем, то хотя бы содержит его эле менты, Профанное время в полной мере исторично, линейно и необратимо, что делает его похожим на физическое или реальное время. Но оно также является повседневным или обычным временем. Мифическое время на ранней стадии, видимо, имеет линейную структуру, что соответствует пер вобытному мышлению. В дальнейшем структура темпоральности перво бытного мышления от линейности, благодаря наблюдениям за природой, переходит к цикличности. Повторяемость событий в данном случае играет на пользу создания ритуалов в большей степени, а не на создание истории событий. Таким образом, происходит сакрализация времени. В свою оче редь, сакральное время или, точнее, нечто сакральное в обществе начинает рассматриваться как онтологическая и сотериологическая ценности. За крепление онтологических и сотериологических ценностей в обществе конструирует профанный, или человеческий мир, где и течёт профанное время. Принятие христианства, или, точнее сказать, факт крещения терских лопарей, предлагаем рассматривать в контексте социологических исследо ваний Э. Дюркгейма о соотношении коллективных представлений с соци альными институтами. В этом ключе крещение лопарей или собственно религия представляется не как инструмент спасения души, а как инстру мент сохранения и благополучия общества. Крещение саами - процесс длительный и многогранный и не всегда носил сугубо религиозные фор мы. Христианизация саами сродни процессу вхождения в цивилизацию, принятию новых культурных ценностей, поэтому и переход к осёдлости можно рассматривать как принятие общекультурных ценностей. А «рус ский брат», имеется в виду не только процедура крестования1, исповедует православие и пользуется определёнными благами цивилизации. Конечно, русское население получало блага не бесплатно, платило налоги, но уро вень жизни его всё равно был выше, чем у аборигенов. Поэтому саами сле 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: в 3 т.: Историко-краеведческие исследова ния. - Мурманск: Кн. изд-во, 1998. - Т. 3: Кольская старина. - С. 385. 296
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz