Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.
единый объект, который называется пространством-временем»1. Таким об разом, всякую событийность, в том числе, и историческую, можно пред ставлять в четырёх измерениях. История как наука имеет дело прежде все го с параметрами времени, а течение времени определяет известную из менчивость или событийность, что и составляет историю событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а биологический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точно фиксировать изменения и наличие, как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хо кингом - «мнимое время». За более подробным описанием этого понятия следует обратиться к первоисточнику - книге «Краткая история времени»2. Мы предлагаем анализировать эту гипотетическую категорию «мнимое время», как период проявления изменённого сознания в силу объективных в пространстве - времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе или обществу в целом, в ходе осознания известной последователь ности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обла дает некоторыми характеристиками, но мы выделим такие свойства, как однонаправленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом времени С. Хокинга поможет понять его значение и применимость в соци альной истории человека: «...мнимое время можно представить направле нием времени, перпендикулярным к реальному времени»3. Следующее за мечание о мнимом времени следует рассматривать в контексте «бинарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся концептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории религии. Мнимое время вполне может быть представлено системой «сакральное время - профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистическое отображение, или темпоральность общественного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпенди кулярны реальному времени, что вполне естественно проявляется в его да тировании. При этом заметим, что мысль и осознание не может быть дати ровано. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осознание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории крещения саамского народа и признаем, что и до крещения у саамов было время, но оно было сакральным. Профанным время становится после кре щения саами, по крайней мере, в истории саамского народа. Но и сакраль 1 Хокинг С. Три книги о пространстве и времени / пер. с англ. - СПб., 2011. - С. 41. 2 Там же. - С. 5-216. 3 Там же. - С. 308. 295
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz