Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.

единый объект, который называется пространством-временем»1. Таким об­ разом, всякую событийность, в том числе, и историческую, можно пред­ ставлять в четырёх измерениях. История как наука имеет дело прежде все­ го с параметрами времени, а течение времени определяет известную из­ менчивость или событийность, что и составляет историю событий, но ещё не саму историю. Физическое время мало что может изменить само по себе в жизни человека как социального существа, а биологический аспект мы не рассматриваем. Однако мы можем довольно точно фиксировать изменения и наличие, как минимум истории событий в социальной жизни, если не одного поколения, то нескольких поколений народа. Для объяснения этого явления введём космологическое понятие, разработанное Стивеном Хо­ кингом - «мнимое время». За более подробным описанием этого понятия следует обратиться к первоисточнику - книге «Краткая история времени»2. Мы предлагаем анализировать эту гипотетическую категорию «мнимое время», как период проявления изменённого сознания в силу объективных в пространстве - времени обстоятельств, присущего как индивиду, так и группе или обществу в целом, в ходе осознания известной последователь­ ности или цикличности событий или истории событий. Обратим внимание на то, что физическое или реальное время обла­ дает некоторыми характеристиками, но мы выделим такие свойства, как однонаправленность и необратимость. Одно важное замечание о мнимом времени С. Хокинга поможет понять его значение и применимость в соци­ альной истории человека: «...мнимое время можно представить направле­ нием времени, перпендикулярным к реальному времени»3. Следующее за­ мечание о мнимом времени следует рассматривать в контексте «бинарной оппозиции» по К. Леви-Строссу. Здесь нам пригодятся концептуальные разработки Мирчи Элиаде (Eliade) в области истории религии. Мнимое время вполне может быть представлено системой «сакральное время - профанное время». Тогда получается, что новое психолингвистическое отображение, или темпоральность общественного сознания, воплощенного в действии или акте на известном участке истории событий, должно быть перпенди­ кулярны реальному времени, что вполне естественно проявляется в его да­ тировании. При этом заметим, что мысль и осознание не может быть дати­ ровано. Датировано может быть темпоральное совершённое действие, а осознание этого действия не датировано. Теперь снова вернёмся к истории крещения саамского народа и признаем, что и до крещения у саамов было время, но оно было сакральным. Профанным время становится после кре­ щения саами, по крайней мере, в истории саамского народа. Но и сакраль­ 1 Хокинг С. Три книги о пространстве и времени / пер. с англ. - СПб., 2011. - С. 41. 2 Там же. - С. 5-216. 3 Там же. - С. 308. 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz