Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.
снегом, что соседям приходилось откапывать друг друга или выходить на ружу через чердак. В Поное «...за недостатком сенокосов... насчитывается только до 200 коров и овец, да и то кормят их преимущественно мохом»1. Это гово рит об отсутствии условий для занятия скотоводством, что важно для осёдлой жизни, но при этом факт перехода к осёдлой жизни имеет место. Только во времена колхозной жизни местными специалистами был разра ботан оригинальный рацион кормления скота, куда входила даже морская капуста, что дало возможность, несмотря на скудость пастбищ, получать великолепное молоко, а из него производить не менее вкусные молочные продукты. Однако использование этих молокопродуктов было местным, потому что доставка их в другие места потребления делали бы их непо мерно дорогими. Несмотря на приведённые неблагоприятные условия хозяйствования в селении Поной, и в то же время воздействие энвайронментального аспек та и эффекта пространственного влияния на хозяйственную жизнь терских саами, факт перехода к осёдлому образу жизни имеет место в истории Кольского Заполярья. История экономического благосостояния любого на рода, как нам видится, представляет собой совокупность как минимум трёх важных элементов. Во-первых, в основе экономического благополучия ле жит внешняя среда: природная и общественная. Однако именно природная составляющая внешней среды порождает энвайронментальный аспект, или попытку объяснить успехи социально-экономического развития группы людей или целого народа принципами географического детерминизма2. Во-вторых, благополучие определяется структурой занятости населения, отдельно взятого населённого пункта или всего народа. В-третьих, оно растёт благодаря применению организационных форма хозяйственной дея тельности. Однако история экономического благосостояния народа в на чальный период развития испытывает значительное влияние энвайронмен тального фактора, что и прослеживается в истории саамского народа. С нашей точки зрения, осёдлость саами в Поное следует рассматривать как феномен в истории социально-экономического развития нашего края. Факты, изложенные в статье о крещении лопарей в Поное, строи тельстве церкви и переходе к осёдлой жизни саамского населения, можно объяснить следующими категориями современной космологии и институ ционального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты исто рии можно рассматривать в контексте того, что «...время не отделено пол ностью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследова ния. - Мурманск: Кн. изд-во, 1998. - Т. 2: Кольский Север. - С. 42. 2 Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк разв. англо-амер. соц. географии после 1945 г. / Пер с англ.; под ред. Э.Б. Алаева. - М., 1987. - С. 62. 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz