Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.

снегом, что соседям приходилось откапывать друг друга или выходить на­ ружу через чердак. В Поное «...за недостатком сенокосов... насчитывается только до 200 коров и овец, да и то кормят их преимущественно мохом»1. Это гово­ рит об отсутствии условий для занятия скотоводством, что важно для осёдлой жизни, но при этом факт перехода к осёдлой жизни имеет место. Только во времена колхозной жизни местными специалистами был разра­ ботан оригинальный рацион кормления скота, куда входила даже морская капуста, что дало возможность, несмотря на скудость пастбищ, получать великолепное молоко, а из него производить не менее вкусные молочные продукты. Однако использование этих молокопродуктов было местным, потому что доставка их в другие места потребления делали бы их непо­ мерно дорогими. Несмотря на приведённые неблагоприятные условия хозяйствования в селении Поной, и в то же время воздействие энвайронментального аспек­ та и эффекта пространственного влияния на хозяйственную жизнь терских саами, факт перехода к осёдлому образу жизни имеет место в истории Кольского Заполярья. История экономического благосостояния любого на­ рода, как нам видится, представляет собой совокупность как минимум трёх важных элементов. Во-первых, в основе экономического благополучия ле­ жит внешняя среда: природная и общественная. Однако именно природная составляющая внешней среды порождает энвайронментальный аспект, или попытку объяснить успехи социально-экономического развития группы людей или целого народа принципами географического детерминизма2. Во-вторых, благополучие определяется структурой занятости населения, отдельно взятого населённого пункта или всего народа. В-третьих, оно растёт благодаря применению организационных форма хозяйственной дея­ тельности. Однако история экономического благосостояния народа в на­ чальный период развития испытывает значительное влияние энвайронмен­ тального фактора, что и прослеживается в истории саамского народа. С нашей точки зрения, осёдлость саами в Поное следует рассматривать как феномен в истории социально-экономического развития нашего края. Факты, изложенные в статье о крещении лопарей в Поное, строи­ тельстве церкви и переходе к осёдлой жизни саамского населения, можно объяснить следующими категориями современной космологии и институ­ ционального анализа. Прежде всего, уточним, что известные факты исто­ рии можно рассматривать в контексте того, что «...время не отделено пол­ ностью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образуют 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследова­ ния. - Мурманск: Кн. изд-во, 1998. - Т. 2: Кольский Север. - С. 42. 2 Джонстон Р.Дж. География и географы: Очерк разв. англо-амер. соц. географии после 1945 г. / Пер с англ.; под ред. Э.Б. Алаева. - М., 1987. - С. 62. 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz