Циркунов, И. Б. Социально-экономический феномен оседлости саами // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / Мурм. гос. гуманит. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. - С. 292-297.
родословных своих односельчан, в Госархиве Архангельской области со хранился один любопытный документ. Этот документ датирован 1870 г. и содержит информацию о добровольном переходе коренных обитателей Понойской волости к оседлому образу жизни. Представители тринадцати семей - Друженьковых, Горбунцовых, Даниловых, Матрёхиных, Ермоли ных и Харлиных поставили свои родовые клейма, т.к. не умели писать, под документом, тем самым письменно подтвердили своё желание водвориться осёдло на постоянное местожительство в селении Поной и быть отчислен ными от лопарских погостов. Эти семьи взяли на себя обязательства не строить лопарские вежи, но возводить дома и надворные постройки, как это делают крестьяне. За это они просили наделить их в селении Поной се нокосом и морскими угодьями наравне с крестьянами. Несмотря на устойчивое мнение о том, что саами - это народ, кото рый занимается преимущественно оленеводством, уточним, что во многом на вид занятия той или иной родовой группы влияли локальные особенно сти географического места обитания. Наличие крупной реки или озера, близость выхода к морю или обитание какой-то родовой группы на внут ренних территориях Кольского полуострова во многом определяла хозяй ственный уклад жизни саамов, В условиях крайней отдалённости от цен тров развития производств и новых методов работы, от общекультурных центров и слабого влияния цивилизации энвайронментальный аспект влияния на хозяйство и жизнь саами был преимущественным. Малочис ленное коренное население, имеем в виду и саамское, и корельское, и по морское, проживавшее на значительной, обширной территории Кольского полуострова, испытывало на себе эффект пространственного влияния, ко торый сказывался на развитие хозяйственной деятельности, что так же имело большие экономические последствия. Наша задача заключается в том, чтобы найти институциональное и эволюционистское объяснение факта оседлости, который имел место в конце XIX в. и был локализован в селении Поной. Вряд ли Поной следует считать лучшим местом на Кольском полуострове для жизни и хозяйство вания. Значительная удалённость Поноя от моря (до 18 км), мелководный участок Белого моря в районе устья реки Поной, что послужило причиной строительства Орловского маяка в окрестностях Поноя, отсутствие тради ций и навыков судостроения не делали Поной привлекательным с точки зрения развития местной коммерции и торговли. По свидетельству оче видцев, понояне всегда имели в достатке норвежский ром, чай и кофе, в домах были самовары, чайные принадлежности и музыкальные инстру менты, но из-за неблагоприятного месторасположения селения жителям Поноя приходилось переплачивать за любимые товары. Само село находится в лавиноопасном месте, что иногда приводило к разрушениям сельских построек. Погодные условия и роза ветров в этом месте такова, что бывали случаи, когда дома поноян так сильно заносило 293
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz