Циркунов, И. Б. Забытые открытия НИСа "Н. Книпович" // II Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2005 г.] / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. – С. 167-173. (1637047 - ХР )

ём плане обойти ЗФИ с севера и оставили зимовщиков метеостанции в полном неведении о своих намерениях. Время терять было нельзя. В полночь с 1 на 2 сентября «Н. Книпович» обогнул самый северный мыс Земли Франца-Иосифа - мыс Флигели - и взял курс к островам Белая Земля, которые были открыты Ф. Нансенем в 1895 году. Подойдя к острову, Зубов обнаружил, что это один, а не два острова, как полагал Нансен. Зубов исправил ошибку великого полярника, сохранив имена, данные этой земле Нансеном. Теперь этот остров с двумя возвышенно­ стями, которые ошибочно были приняты за два острова, носят данные Нансеном имена его жены и дочери: остров Ева-Лив1. Этот уникальный рейс продолжался до 21 сентября. «Н. Книпович» смог посетить о. Визе, Северный остров Новой Земли и выполнил ряд станций на океанографических разрезах. В этой экспедиции под руко­ водством Н.Н. Зубова гидрологические и метеорологические исследо­ вания проводили Ф.Е. Белов и А.Д. Добровольский, геологические - М.В. Клёнова. В ходе этой экспедиции впервые были получены данные о состоя­ нии водного бассейна севернее ЗФИ и в северо-западной части Карско­ го моря. Собраны образцы планктона и бентоса, проведены промеры глубин и описаны грунты, что позволило существенно скорректировать морские карты. Были уточнены положение и характеристики островов Виктория и Ева-Лив. Но главной сенсацией этого рейса было сообщение о том, что «Н. Книпо­ вич» обогнул с севера Землю Франца-Иосифа, достигнув в свободном пла­ вании рекордной отметки 82 градуса 05 минут северной широты2. Это был один из первых высокоширотных рейсов в истории освоения Арктики. Сам Зубов зарекомендовал себя как «ледовый» мореплаватель и один из первых прогнозистов ледовых условий арктических морей. Он на практи­ ке проверил пригодность своего метода «динамической обработки» оке­ анографических данных для условий ледового мореплавания. События, о которых дальше пойдет речь, произошли ровно 65 лет назад, в 1939 году, и непосредственно связаны с экспедиционным суд­ ном «Н. Книпович». В 1939 г. исполнилось 11 лет с момента спуска на воду судна. Это означало, что закончилась 10-летняя гарантия на его эксплуатацию, вы­ данная норвежским ллойдом. Но деревянный парусник ледового клас­ са, оснащенный 120-сильным двигателем, заявил о своем морском дол­ голетии, о своих возможностях продолжать нести трудовую вахту в Арктике, совершив два открытия в этом же 1939 г. Одно из замечательных событий в истории освоения северных мо­ рей - открытие советскими моряками и учеными промысловых скопле- ' Трёшников А.Ф. Их именами названы корабли науки. - 2-е изд. - Л., 1984. - С. 111. 2 Там же. - С. 113. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz