Циркунов И.Б. Аттрактор Родченко, или психосемантический анализ результатов одного филологического исследования. К проблеме арктического сверхтекста // Центр-периферия-граница: социокультурные влияния и производство смыслов : сборник научных статей [Восьмого международного Кантовско-Бахтинского научно-практического семинара, состоявшегося в МАГУ 15 декабря 2020 года] / Мурманский арктический государственный университет. – Мурманск : МАГУ, 2021. – С. 87-100.
называются денотативными [4, с. 15]. Фактически нам предстоит иметь дело с авторской разработкой под названием: «Поэтические образы Кольского Севера: Опыт комплексного регионального словаря поэтического языка». Как видно из названия, это тоже словарь и для различения словарей будем называть его специальный. Он ставит перед собой чёткую цель: «... представить спектр образных характеристик, адресованных разными поэтами в разные времена одному из многих регионов великой России - Кольскому Заполярью» [6, с. 3]. Цель этого словаря напрямую не предполагала составление его по принципу бинарной оппозиции, но именно этот принцип можно обнаружить в словаре Родченко. Как известно, проводя определённое социологическое исследование, исследователь выстраивает особый словарь понятий (слов). Эти понятия располагаются по принципу биполярности. Например, «длинный - короткий», «правдивый - лживый», «толстый - худой» и т.д. В специальном словаре Родченко подобных биполярных понятий нет. Однако, как мы уже упоминали, в нашем специальном словаре можем увидеть наличие бинарных оппозиций. В понятии «бинарная оппозиция» ключевым для нас является термин «оппозиция». Этот термин мы будем трактовать с позиций фонологической концепции Н.С. Трубецкого (1890-1938), выдающегося русского лингвиста. Оппозиция понимается нами не только как прямолинейное противостояние в значении позитивного - негативного, а как отношение. В нашем случае это отношение по различию, которое все равно создаёт определённую структуру. В основе такой структуры лежит метонимия, что характерно для прозаических произведений, тогда как в основу поэзии положена метафора. Но в нашем анализе нет противоречия. Несмотря на то, что для анализа мы используем словарь поэтических образов, собранные вместе реакции на стимул составляют вполне прозаический текст, что не противоречит метонимическому основанию. Бинарная оппозиция в словаре Родченко может быть представлена по аналогии, примерно, следующим образом. Если вспомнить известную игру «Камень-ножницы-бумага», то можем увидеть в трёх возможных игровых парах принцип бинарной оппозиции. Камень «побеждает» ножницы, ножницы «побеждают» бумагу, бумага «побеждает» камень. В словаре Родченко принцип бинарной оппозиции применяется аналогично в следующим виде. «Так, например, на основе фразы В. Синицына «Тугие и резкие ветры у птицы ломают крыло» выстраиваем признаковые характеристики северной реалии следующим образом: ВЕТЕР - Какой? Резкий, тугой. ВЕТЕР - Что делает? Ломает (крыло)» [6, с. 16]. Таким образом, для стимула «ВЕТЕР» автор словаря представляет нам реакции «резкий - ломает». На наш взгляд, реакции вполне метонимичные и образуют бинарную оппозицию. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz