Циркунов И.Б. Аттрактор Родченко, или психосемантический анализ результатов одного филологического исследования. К проблеме арктического сверхтекста // Центр-периферия-граница: социокультурные влияния и производство смыслов : сборник научных статей [Восьмого международного Кантовско-Бахтинского научно-практического семинара, состоявшегося в МАГУ 15 декабря 2020 года] / Мурманский арктический государственный университет. – Мурманск : МАГУ, 2021. – С. 87-100.
система знаков, но ещё и открытая система. Это означает, что поэтический процесс однажды начавшись, продолжается и по настоящее время, и сущность этого процесса составляют действия, происходящие между поэтом (автором) и слушателем (читателем), в ходе которых идёт создание и понимание знаков, отражающих внетекстовую реальность. Иными словами, поэтический процесс можно рассматривать, как социальный институт, а создание и понимание знаков, как определённую институализацию участников социума. Как справедливо утверждал М. Бахтин: «Знак может возникнуть лишь на междуиндивидуалъной территории, причём эта территория не «природная» в непосредственном смысле этого слова: между двумя homo sapiens знак тоже не возникает. Необходимо, чтобы два индивида были социально организованы, - составляли коллектив: лишь тогда между ними может образоваться знаковая среда. Индивидуальное сознание не только не может здесь ничего объяснить, но, наоборот, оно само нуждается в объяснении из социальной идеологической среды» [2, с. 14]. В ходе поэтического процесса происходит создание знаков, которые распознаются читателями и в результате распознавания или их расшифровки возникает понимание. Это понимание можно представить в виде действия, которое складывается, как действие - происходит, на границе между поэтом и читателем. Перед нами стоит подобная задача - задача понять смысл словаря Родченко. Автор словаря предоставила нам богатейшую коллекцию лексики, входящую в словарный запас кольской поэзии, раскрывающей ключевое понятие - «Кольский Север». Понимание может идти по разным путям, векторам, направлениям, траекториям. О.Д. Родченко верно замечает, что «общность географических, климатических, экономических условий проживания народов-соседей, их культурные, в том числе и языковые, контакты - это основа возможных совпадений в сфере поэтического восприятия мира» [6, с. 11]. Видимо, основываясь на абдукции, О. Родченко пытается найти «... типичное и специфическое в словесных образах...» [6, с. 11] и в качестве аргумента приводит следующее наблюдение. «... несколько лет назад в передаче «Снежные струны» мурманская радиожурналистка и поэтесса Ольга Андреева поставила вопрос так: «Что общего в творчестве и жизни всех мастеров художественного слова Баренц-региона?» - и ответила на него, сославшись на мнение одной норвежской писательницы: «Снег». Поэтические описания этой северной реалии более часа звучали потом в эфире» [6, с. 11-12]. Надо заметить, что и в ранней работе Родченко, опубликованной в 1996 г. «Художественное слово о Кольском Севере...», исследователь описывает следующий эксперимент и приводит предварительные результаты. «Простейший ассоциативный эксперимент мы можем провести... Словосочетание-стимул «Кольский Север». Ваши словесные реакции на 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz