Циркунов И.Б. Аттрактор Родченко, или психосемантический анализ результатов одного филологического исследования. К проблеме арктического сверхтекста // Центр-периферия-граница: социокультурные влияния и производство смыслов : сборник научных статей [Восьмого международного Кантовско-Бахтинского научно-практического семинара, состоявшегося в МАГУ 15 декабря 2020 года] / Мурманский арктический государственный университет. – Мурманск : МАГУ, 2021. – С. 87-100.
статистических и динамических явлениях в закрытых и открытых многокомпонентных системах с «кооперативным» взаимодействием между элементами системы» [3, с. 16]. В нашей статье мы будем рассматривать открытые социальные системы. К конкретному примеру многокомпонентной открытой системы можно отнести поэтический процесс. Многокомпонентность этого процесса следует представить таким образом. Сам поэтический процесс - это макроявление, поэт - микросубъект. С другой стороны, поэта можно рассматривать как макросубъект, тогда его стихотворение - это микропредмет. Однако, возможно и трёхуровневая система представления. Микроуровень - это стихотворение, мезоуровень - это поэт, а макроуровень - сам поэтический процесс. Любая из предложенных многокомпонентностей предполагает наличие структуры и отношений между элементами той или иной системы, в нашем случае, в открытой социальной системе. Эти структуры и отношения определены В.-Б. Зангом как «кооперативное» взаимодействие. Для того, чтобы описать или определить их сущность, можно использовать различные социологические методы. Попробуем посмотреть на сущность этих структур и отношений, как на некую эпистему (знание). При этом, будем иметь ввиду, что эпистема - это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возникновения и функционирования сознания и культуры в определённый период истории развития общества (открытая социальная система). Наилучшим образом изучать, исследовать и анализировать такую эпистему можно когнитивным способом, который составляет одну из основ эпистемологии. «При этом отличительной чертой эпистемологии является поиск именно таких характеристик, которые приводят к получению знания, описывающего реальное положение дел в мире и в этом смысле обладающего признаками адекватного соответствия действительности» [1, с. 23]. Таким образом, когнитивный подход - это исследование, которое, помимо междисциплинарного изучения проблемы, ставит своей задачей познание познания, т.е. анализ закономерностей поиска, собирания, трансформации, репрезентации, консервации и предполагаемого воспроизведения знаний или, как минимум, информации. Исследование знаний в нашем случае строится на двух основаниях. Первое - это когнитивный подход к знанию, его восприятию и пониманию, которое имеет чёткие социальные формы, следовательно, сами когнитивные способы изучения знаний будем рассматривать как одни из вариантов социологических методов исследования. В качестве конкретного метода анализа мы будем использовать принципы методики семантического дифференциала Осгуда. Ч. Осгуд (1916-1991) - американский психолог, один из разработчиков методики семантического дифференциала. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz