Бусырева, Е. В. Архивация и «Музеефикация» как формы семейной культуротворческой деятельности // Социокультурные механизмы повседневности в Приполярном мире : материалы регионального научно-практического семинара с международным участием, 29 ноября 2011 года, [Мурманск / редкол.: А. А. Сауткин (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 43-47.

Е.В. Бусырееа АРХИВАЦИЯ И «МУЗЕЕФИКАЦИЯ» КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья посвящена повседневным культурным практикам семей, свя­ занным с сохранением коллективной памяти семейно-родственной общно­ сти. Семейная историко-культурная память, в первую очередь, включает знания и представления о семейной истории. Согласно теории культурной памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и других исследователей, для того, что­ бы стать «историей», память общности должна иметь «твердую» опору в виде мемориальных свидетельств прошлого1. Отбор и сохранение этих свидетельств являются функцией определенных институтов и организаций (в частности, музеев, архивов). Вместе с тем любая общность заинтересо­ вана в создании своей собственной истории. Нашим источником являются интервью, полученные у восемнадцати респондентов из семей с финскими корнями, проживающих на территории Мурманской области. Источниками послужили также семейные архивы респондентов, с которыми мы имели возможность познакомиться. Изуче­ нию исторических контекстов способствовали работы А.А. Киселёва, И.Р. Такала, Э.Г. Карху, Н.В. Шлыгиной, В.Я. Шашкова, в которых рас­ сматривается история финнов в Карелии и на Кольском полуострове, исто­ рия спецпереселенцев в Мурманской области. В понимании семейной культуры и в отношении методов мы опирались на исследования И.А. Ра- зумовой, в частности, посвященные этнокультурным аспектам функциони­ рования семьи на Кольском Севере, семейным реликвиям, а также на про­ грамму по изучению семейной письменности. Прежде всего, нас интересо­ вала деятельность семьи по сохранению семейной истории, или то, каким образом в этих семьях формировались, сохранялись и передавались из по­ коления в поколение семейные архивы и предметы-реликвии. По отношению к семье может быть использовано понятие «семейная культурная политика». Оно предполагает, что каждая семья имеет свои ус­ тановки в сфере культуры, культурную стратегию, а также использует оп­ ределенные способы их реализации. Эта политика осознается в семьях в разной степени. Она реализуется не только в ритуально-праздничных фор­ мах, но и в повседневной культурной деятельности. К таким повседневным культурным практикам относится собирание и хранение семейных архивов. Во всех обследованных нами семьях и устно, и документально сохра­ няется память о прошлом. Семейная память передаётся не только вербально. Практикуются невербальные формы передачи семейной памяти, например, через семейные фотографии, реликвии, собираемые и хранимые документы 1 Ассман Я. Культурная память. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с. - (Studia historica). 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz