Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

селка Три Ручья. Матросы прямо ведрами черпали эту сельдь. И бы­ ло ее так много, что, засолив, мы лакомились ею целый год. Никако­ го запаха нефтепродуктов тогда и в помине не было. Помню еще се­ мужьи тони в Кольском заливе на обсушке, где сейчас выстроена южная часть рыбного порта. Очень жаль, что все это осталось в прошлом... Глава XIX. Транспортные рефрижераторы За 1966 год поступило еще три рефрижератора типа "Сибирь" - "Василий Суриков", "Валентин Серов" и "Иван Шишкин" (большей части судов этой серии, за некоторым исключением, давались назва­ ния в честь великих русских художников), построенные на том же николаевском заводе. Как уже упоминалось раньше, для обслуживания промысловых судов в отдаленных районах Мирового океана были созданы суда спе­ циального типа - "транспортные рефрижераторы". Эти суда обяза­ тельно должны были отвечать одному очень важному требованию, а именно - обеспечивать комплексную обработку промысловых судов. То есть за один подход они должны были принять всю имевшуюся на борту БМРТ или ПРТ рыбопродукцию, обеспечить судно всем необ­ ходимым для дальнейшего ведения промысла снабжением - тарой, консервирующими материалами, водой, топливом и смазочными маслами, продовольствием и т. д. и т. п. К сожалению, этому очень важному требованию не в полной мере отвечали транспортные ре­ фрижераторы типа "Сибирь". Они могли принять мороженую рыбу, выдать картонную тару, поделиться немного топливом, водой. И по­ жалуй, все. А промысловое судно за остальным, недополученным снабжением вынуждено было подходить к базе. А лишняя швартовка в открытом море - это всегда риск получить повреждение. Объективности ради следует отметить, что в части комплексного обслуживания промысловых судов более предпочтительно по сравне­ нию с "Сибирями" выглядели рефрижераторы типа "Прибой", из ко­ торых на Севере было только одно судно - "Хибинские горы". Оно принимало примерно в два раза больше мороженой рыбы, имело большие запасы воды и товарного топлива, которых хватало для снабжения всех разгружаемых судов. Имелось и специальное, совме­ щаемое с другим назначением, грузовое помещение для транспорти­ ровки рыбной муки. А что было еще очень важно, рефрижераторы этой серии имели более высокую рентабельность, так как практиче­ ски не имели балластных пробегов: на промысел везли топливо и во­ ду, а обратно рыбопродукцию. Вся беда была в том, что "Сибири" строились по несколько "усеченному" проекту, преследовавшему общеизвестную цель - 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz