Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

сов, хотя рыбохозяйственная наука и обещала хорошую, устойчи­ вую сырьевую базу. Но слишком велико было изъятие рыбы, и ста­ до ее не успевало восстанавливаться. Потом наступила очередь баренцевоморской мойвы, которую ловили без удержу и тралами, и кошельками. Да еще приходили за ней БМРТ аж с Балтики1И чтобы как-то сохранить часть ее для воспроизводства, в 1987 году по договоренности с Норвегией при­ шлось промысел мойвы в Баренцевом море полностью прекратить. И по прогнозам ученых, в ближайшие десятилетия вряд ли следу­ ет ожидать восстановления промысловых запасов мойвы. Перепромыссл всех массовых видов рыб - мойвы, сайки, сель­ ди - привел к глобальным изменениям биоценоза Баренцева моря, и особенно его восточной части. В частности, численность морских птиц на заповедных территориях (в районе Семиостровья) уже снизилась более чем наполовину. Короче говоря, птицы уже поги­ бают из-за отсутствия корма. Мы становимся невольными свиде­ телями экологической драмы, разыгрывающейся в восточной час­ ти Баренцева моря, откуда более крупные обитатели уходят в сыт­ ные дальние воды. Итак, несмотря на то, что вывеска на доме, что стоял на Рож­ дественском бульваре в Москве, изменилась, методы ведения рыб­ ного хозяйства остались прежними - экстенсивными! Возможно, нынешняя перестройка хозяйствования внесет какие-то измене­ ния. Неужели будут преданы забвению слова крупного биолога, знатока рыбных запасов Севера Н. М. Книповича: "Всегда и при любых условиях рыбное дело должно быть рациональным рыбным хозяйством, а не примитивным промыслом первобытного челове­ ка..." Глава XVII. "Севрыбхолодфлот" Сложившееся на бассейне положение, когда производствен­ ные и транспортные суда были рассредоточены по нескольким флотам, не способствовало эффективной работе последних, тем более, что распределялись рефрижераторные и танкерные емкости и производственные мощности между отдельными промысловыми флотами подчас произвольно и не всегда объективно. Специалисты исподволь приходили к мысли, что только кон­ центрация всех транспортных и рыбоперерабатывающих судов в одном специализированном предприятии позволит существенно улучшить условия эксплуатации столь сложной техники, повы­ сить ее отдачу и обеспечить более рациональную, объективную их расстановку по наиболее продуктивным районам промысла. И в 1964 году существовавшим тогда Государственным комитетом по 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz