Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
- Счас, аййя. Ополоснувшись чистой водой, Варван насухо вытерла тело, натянула пеццк, об улась и вышла к деду. Пеццк у Варван на этот случай был сшит новый, украшенный вставками из бе лых оленьих шкурок, ниййт-кабперь - меховая шапка с основой, покрытой синим сукном, лисьей опушкой и наушниками с цветными подвесками. И завершали ее праздничный наряд меховые чулки-липты, шитые выше колен из обыкновенной оленьей шкуры мехом внутрь, которые одевались на ерь - меховые сапоги с длин ными голенищами и приподнятым несколько кверху носком. Времени у нее хватало на все, а уж рукодельничать она умела. Томаско по стано вищу ходил - многие завидовали: и пояс у него лучше всех, и коаммэ46. Не смотри, что под сотню лет, а наряжала старика внучка любо-дорого глядеть. Уроки шитья брала у вдовствующей многие годы Ылмолмэ, которая за долгие вечера так при выкла к Варван, что считала ее почти дочерью. Понимала, каково расти девушке без матери. Разве мужчина обучит тому, что может дать мать, вот и подсказывала внучке Томаско, как надо коаммэ раскроить, как пеццк, как швы оленьими жилами обработать, как кабперь сшить. Прилипилась сердцем Варван к доброй Ылмолмэ. С охоты придет - зайца, куропатку принесет. Поймает рыбу - с вдовой поделится. Томаско, тот больше внучку учил, как еду добывать, если он за озеро уйдет. Как без мужа одной жить? Вот и на охоту наставлял, рыбачить учил, с оленями управлять ся... Знал: не пропадет его Варван, если он помрет. Саамы в день священнодействия строго соблюдали обычай предков, боясь гнева богов. В центре поляны развели большой огонь. Вокруг него собрались мужчины племени, и едва «последнее» перед полярной ночью солнце показалось над угрю мыми осенними сопками, затянули протяжную обрядовую песню и в медленном танце, притопывая, пошли вокруг огня. Песня возвещала восхождение солнца, посылалась огненному шару как жерт венный дар во имя жизнеутверждения и крепости рода. Эта последняя по сути дела встреча с солнцем была священна. Яркое светило очищало и освещало души людей на долгую, холодную полярную ночь. Танец мужчин медленно набирал темп и, когда они-хирвасы уже неслись вокруг большого огня, правой рукой держа у лба оленьи рога, из толпы «важенок» отделя лась одна из женщин и вбегала в круг танцующих. Те из мужчин-оленей, кто выбирал эту важенку-женщину, начинали соперни чество, точно подражая самцам-хирвасам. Их действия были совсем нешуточными. Между ними шла столь же жестокая борьба, сколь шла между оленями. И слабые уступали место сильным. Действо это никак нельзя было назвать шуткой, забавой, воспринять несерьез но. Это - святая святых племени саамов, тайна священного зачатия. Победитель тут же обладал «важенкой» - женщиной. Он делал это вполне натурально, при всех, демонстрируя свою мужскую силу и жизнеспособность. Варван хорошо помнила предыдущие праздники Оленя. Хорошо помнила вре мя безнадежных ожиданий беременности после них, время липких слухов о её 46 Коаммэ - короткая обувь с загнутыми вверх узкими носиками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz