Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
Сделав умное выражение лица, он почти серьезно произнес: - Саамский матриархат - интереснейшая тема. Можно поподробнее? - напра вил к Насте диктофон Сергей. Сандра Андреевна засмеялась. Затем потрогала землю рукой и спросила его: - Что это? - Земля, - удивился Сергей заданному вопросу. - Правильно - земля. По-саамски мы ее «еммьне» зовем. А еще - мать-земля. Она тоже ласку любит, бережное отношение и чувствительна, как женщина. И солн це саамы звали матерью. И огонь - мать. Если лучше вглядеться в нашу сегодняш нюю жизнь, то вы, Сергей, увидите, что у саамов и до сих пор остается матриархат. Саамские мастера в основном женщины. Певицы - женщины, сказители тоже они, нынешние писатели - женщины. Один среди нас только и есть мужчина - Аскольд Бажанов, поэт. А если еще прочтете саамские сказки, то в них вы немало найдете сведений о женщинах-нуэйтах - шаманках. Алидеры? Если наши саамские женщи ны кого-то из мужчин и проталкивают в правления, то непременно ими и руково дят. Вот вам и весь сказ о матриархате. Пока Антонова говорила, Анастасия вспомнила, что, читая про ительменов, тоже находила сведения или признаки о существовании у них матриархата. Зна харками или шаманками у тех также чаще всего были женщины. Мужчина итель мен приходил жить в семью жены. В сказках ительменов есть и такие сведения, что при живом муже женщина могла выходить замуж за другого. Сандра продолжала: - Унас в старину о земле так говорили: «Землю люби, не брани землю: ты на ней живешь, ты ею кормишься; ягель-мох кормит оленя, олень кормит тебя. Не брани землю, не кори ягели, и травы, и дерева... Это все твое, это ты, тебе на благо дано. Береги их, пусть растет и цветет, не ломай, не обижай землю без надобности». Ведь кровь не любит, чтобы ее на свет показывали. Видишь, Сергей, тело-то твое кожей покрыто, твою кровь бережет. Великая беда человеку, если кожу нарушишь, если кровь на солнце окажется. Это уже рана, боль. Отсюда болезнь, смерть... Так же и земля: нельзя ее черное нутро наружу выворачивать, то грех у саамов. Посмотри на нее, здесь каждая былинка-травинка место свое знает, каждая ягодка в свой срок родится, так Господом предусмотрено, в таком виде и мы должны землю своим де тям и внукам оставить. Недаром саамы говорят: «Шаннт еммьне чуввтка верьтли милса», то есть: Родная земля со щепотки мила. Но тема эта бесконечна. Мы можем говорить о ней часами. Лучше пойдемте, посмотрим соревнования. Совсем рядом проводился конкурс стрельбы из арбалета. Пострелять давали всем желающим. Люди становились в очередь. Сергей тоже было попробовал, но без навыка все стрелы его полетели в кусты, и он, махнув рукой на это дело, вновь пристроился к Сандре с Анастасией. А те вели разговор о писателях. Настя спрашивала Сандру, не появилось ли у них что- нибудь новенького. - Для библиотеки своей стараешься? - похвалила ее Сандра. - Вышли недавно на саамском языке в Норвегии книги Бажанова в моем переводе, Эльвиры Галки ной, Софьи Якимович. Если нет у вас, придется еще разок ко мне зайти. Подарю. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz