Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
желтого, синего, с сине-красным кругом посредине, символизирующим: красная половина - солнце, синяя - луну, очень красивый. Вот он на флагштоке - и саамские игры можно считать открытыми. Сергей, сфотографировав подъем флага, спросил, что еще можно здесь посмо треть, и Антонова повела их с Настей на спортивные состязания. Хотя на озере была волна, на равных условиях с мужчинами в гребле на веслах соревновались и саам ские женщины. - Сандра Андреевна, не тяжело вашим женщинам с лодками управляться? - спросил Сергей, докапывавшийся во всем до сути. - Хоть тяжело, хоть нет, а только в старое время у саамов ловля рыбы на реке и на море считалась чисто женским занятием. И мужчины рыбу промышляли, осо бенно семгу, но все равно это считалось как бы женским занятием. Может, поэтому в саамской семье женщина всегда играла главенствующую роль. Она не только была хранительницей семейного очага, умела прекрасно шить, вязать, но и на оленьей упряжке ездить, на охоту ходить, рыбу ловить. Некоторые из наших женщин даже табак курили. - А ведь точно! Я читала: в мировоззрении саамов считалось, что возникновению жизни на земле способствовала женщина, продолжательница рода. Она же, по са амским преданиям, звезды на небе зажгла и стала главой в семье, - пояснила Настя. - Но обычно все ученые-этнографы пишут о главе дома, мужчине, - высказал сомнение Сергей. - Правильно, но ведь все, кто ни писал, были не саамами и подходили к описа нию жизни саамов со своего представления о мире и семье. Скажите мне: почему раньше в саамских семьях не было разводов, ссор, ругани? Не знаете? А я вам от вечу. Потому что мужчины высоко ценили женщину. Они в семье работники, а жен щина - управительница, хранительница рода. - А почему же Харузин пишет, что до XVII века у саамов существовал гостеприим ный гетеризм, кстати, присущий почти всем северным народам? - не унимался Сергей. - Это еще что такое? - спросила, не поняв научного слова, Антонова. - Ну, когда, например, в веже саама появлялся какой-нибудь купец или чуже земный гость, хозяин оставлял с ним свою жену, а сам уходил в лес. И если, вернув шись, муж находил жену нерадостной - с позором изгонял гостя, если жена была довольна - одаривал его подарками. Анастасия опередила Сандру Андреевну с ответом: - Я поняла, почему. Саамский мужчина на это шел сознательно в заботе об об новлении крови. Ведь именно женщина наделена Господом способностью прод лить свой род, а значит, только через нее в роду и кровь могла обновиться. Ведь тот же Харузин указывает, что в Лапландии саамские парни стремились брать в жены тех девушек, которых уже иностранные купцы лишили невинности. Такую даже бо гатой предпочитали, а если находили еще и беременной, то, забывая выгоды, брали без приданого и даже покупали у родителей. Сергей наблюдал за своими спутницами, одна из которых была молодой, дру гая в возрасте, но обе излучали столько красоты, жизненной энергии, внутренне го света, что он невольно залюбовался ими, щедро обогретый, как солнечными лучами, их гостеприимством и дружбой. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz