Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
- И правда, хорошо сказала, - поддержала похвалу Ое бабка Синаневт. - Теперь будем знать, что и гости нашего праздника тожеть сказки умеют рассказывать. ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ Алхалалалай - праздник очищения от грехов и благодарения природе - выпа дает на осень Кытхеиль. Георг Стеллер писал, что празднуют его ительмены, «когда полностью закончена рыбная ловля, приготовлены все зимние запасы», А. С. Кра шенинников добавлял: «По окончании летних и осенних трудов не принимаются они ни за какую работу прежде праздника, не ездят в гости и на промыслы, почитая все то за великий грех». Праздник длится неделю. Первый день - день знакомств. Приезжие гости гуля ют по селу, знакомятся с жителями, строят планы. Перий стоял, разговаривая с Сузваем и Катериной, когда к нему подошли На стя и Сергей. - Извини, Перий, мы не помешали вашему разговору? Здравствуй, Сузвай, рада вновь увидеть тебя. Хочу вам представить своего друга Сергея Суханова - радио Москвы, - сказала Настя. - Тогда давайте знакомиться шире. У нас еще одна гостья из Москвы, киносцена рист Катерина Лазарева, - встречным предложением сказал руководитель «Эльвеля». И пошли оживленные разговоры про Москву, про выступление во Франции, про то, что хорошо бы ансамблю и на Кольском полуострове побывать. Затем к их общению присоединились еще несколько человек. Шутили, даже пытались тут же танцевать. Сергей галантно взял Катерину под руку и спросил, какой же интерес привел ее в Каврал. На что девушка, без какого бы то ни было кокетства, ответила - собирает материал для киносценария. Праздник начинался с того, что тщательно выметали площадь. Наверное, ска зать «площадь» будет слишком громко, так как сразу возникнет ассоциация с чем- то пусть и небольшим, но фундаментальным: заасфальтированное место, сцена, какой-нибудь памятник... Здесь все по-другому: небольшой, разделенный дорогой пустырь - на нем вместо памятника больше десятка деревянных идолов. Словно древнее воинство стоят они, охраняя эти священные для ительменов места. С каж дым годом их становится все больше. Нового Хантая (на сей раз это лик грозного Митги - хозяина моря, вырезаный из ствола березы) три раза обнесли вокруг огня и с песнями и танцами вкопали в землю. Идола украсили кипреем, рыбой и ягода ми. Березовые прутья от новоявленного божества хозяева вносили в свои жилища, изгибали кольцом и по два раза пропускали затем всю семью. А на празднике ан самбль «Эльвель» прямо около него исполнил посвященную этому богу танцеваль ную композицию. Девушки уложили заранее приготовленные дрова, Перий зажег костер и стал шаманить над ним, произнося старинные заклинания: «От Кутхи нам приказано воздавать тебе жертву по однажды в год, что мы и исполняем, чего ради просим, чтоб ты нас хранил и миловал, не причинял бы скорбей и бед и не делал пожару». После этой речи его все - и участники, и гости праздника, - взяв друг друга за руки, заплясали, закричали: «Алхалалалай!» А вообще каких-то особенных 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz