Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
- Кутх со своей женой Мити, по нашим поверьям, подись, Камчатку людьми на селили. Прибыли они с юго-западной стороны моря, родили сына и дочь, оставили у рыбной реки и перешли жить к другой. И там, детей родив, оставили их и на новое место пошли. А когда Камчатку заселили всю, опять в море ушли. Ворону-Кутху у нас, вона-ка, главенствующее место отводится. Но хоть мы его и считаем творцом, частенько в наших сказках героический образ его смешливым показывается. Осо бенно, вона-ка, в волшебных, одну из них и расскажу... - начал распевно свою речь старик Ое. «Удивительный народ ительмены», - думала Настя. В древние времена, в пер вый день охоты, сор, пепел, горящие угли на улицу выбрасывать не смели. Не раз бирали по весне старые дома и балаганы, считая, что юкольную моль рыба боится, может вся из реки уйти. Встреча с ящерицей предвещала смерть. Или взяли, созда ли себе бога по своему образу и подобию, а затем потешались над его неудачами да любовными приключениями. А еще считали грехом утопающего или засыпанного снежной лавиной спасать, тем самым духов воды и гор пищи лишать, а того больше, в постель для любви с женщиной лечь в день, когда свежевали собак, а чтоб чаще жен любить, собак совсем перестали свежевать. Грехом считалось у них купаться в горячих источниках, в которых, по их поверьям, гамулы варили себе еду. Грех за носить свежую шкуру соболя в дом. Кроме духов, они поклонялись и огню, принося ему в жертву носы лисиц, соболей и других зверей. Орел, медведь, волк - тотемные животные. Орлов не убивали, волков остерега лись бить. Охота носила подсобный характер. Добывали в основном снежных бара нов, диких северных оленей, водоплавающих, ставили капканы на лисиц и соболей. Медведя камчадалы хозяином леса не считали совсем. На Камчатке этого зверья - множество, и били их, словно свиней, на мясо, жир, ради шкуры, правда, соблю дая все же особую обрядность при этом. Из шкуры делали постели, шили шубы, изготовляли ошейники для собак, подметки на обувь. Особенно хорошо с такими подметками было на морской зверобойный промысел выходить - не скользили на льду. Но с какой бы легкостью ительмены ни относились к медведю, одного прави ла придерживались всегда - кто убивал медведя, для острастки сыпал ему в глаза и ноздри порох, чтобы зверь не мог узнать виновника смерти своей». - Дедушка Ое, - обратился к старику Сергей после того, как тот рассказал сказку, - а домашних идолов вы делали? - А почему, вона-ка, нет? И Урилыдачь делали, и Итунг, их в потолок над очагом тыкали. Хантая опять же, охранителя огня. С головы по грудь облик человеческий, а низ - рыбий. Им в жертву сладкую траву приносили. Нового Хантая обычно ставили на очаг вместе со старым. Ажушака располагали возле посуды. Этот охранял дом от лесных духов. Сергей и Настя видели, с каким вниманием слушали рассказ Ое совсем недавно подшучивавшие над ним женщины. Многое уходит в прошлое, и каждому хотелось послушать еще одну историю, чтобы затем поведать ее своим детям и внукам. Отношение к старикам у ительменов особое - после специальных праздников, устра иваемых в их честь, молодые парни брали бабушек и дедушек на руки и разносили по домам. Такое где-нибудь навряд еще увидишь. Очень символично и очень трогательно. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz