Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
Пели ительменки душевно, мелодично, эмоционально. И слышалось в их пении то курлыканье и трели птиц, то шум бурной реки. Поражала и особая манера испол нения. Песню многие поют, как бы выдыхая, в этот момент лица сильно напрягают ся, и певцы начинают помогать себе рукой. Желание петь, как и желание танцевать - естественная потребность, как пить, дышать... Песня, как и танец, соединяла людей невидимыми нитями. Именно в песнях и танцах высвечивалась оригинальность ительменского ха рактера, отношение к жизни, к любви... «Вот и саамы так же поют», - подумала Настя и поймала себя на мысли, что по стоянно непроизвольно сравнивает два народа. Почему это происходит? Может, через восприятие Камчатки она хочет понять Лахэна, свой собственный народ, ко торый до этого знала мало? И даже в библиотеке, когда рассказывала ребятам о саамах, не было в ее словах жизни, не пульсировала кровь. Только теперь, слушая ительменок, в памяти Насти ожили и песни ее предков, песни бабушки. Гортанные звуки при исполнении песен монотонно перекатывались, словно камешки в воде, мягкие, неуловимо красивые и очень грустные, точно в тон северной природе, мол чанию окружающего безлюдья, неподвижному простору. В древнее время саамы пели про все, что видели: про девок и мужиков, про оленей-братьев, про тоску жениха по невесте, жены по мужу, про охоту и рыбную ловлю, про чудь, что нападала на саамские погосты и грабила жителей. Парни срав нивали своих девушек с веселыми чайками, юркой кумжей, важенками и даже с деревьями и цветами милой их сердцу тундры. Скорее всего, в силу жизненных обстоятельств, так как саамы длительное время бывали в одиночестве, испытывая недостаток в общении с людьми, они и начинали петь, разговаривая с родными и друзьями. Для них песня была думой вслух, разговором с самим собой. Песни чаще всего импровизировались на месте. В этом и состояло искусство лучших певцов. Се годня тех, кто умел импровизировать, осталось совсем немного, можно перечесть по пальцам. - Хорошо вы нас слушали, - сказала бабка Синаневт, чем и отвлекла Настю от её мыслей, - а вот того, подись, не знаете, что и пляшем неплохо. Танец для нас даже главнее пения. Вот я, помню, молодой была, мужики наши медведя споймают, али, к примеру, морского льва, тюленя, нерпу забьют, тут же, на берегу, танец по этому случаю пляшут. И все движения того, кого убьют, повторяют. Медведь - значит, и танец медведя, подись, сполняют. Одни тушу медведя разделывают, другие пляшут. А потом и все пляшут. Плясать устанут, песни начнут петь. До хрипоты певали, до потери голоса. Аежели птиц подстрелят, их голосами кричат, руками-крыльями ма шут. Или вот праздновали наши деды праздник вскрытия реки, слыхали про такой? - прищурясь, спросила старая ительменка у Сергея. - Нет, - честно признался он. - Ага, я так и знала, откуль вам, если и наши, подись, не все помнят... И бабка Синаневт рассказала о том, что, когда по весне солнце взломает лед на реке, все жители спешили к берегу. Выбирали льдину, укладывали на нее рыбу и наговаривали хозяину реки: «На тебе рыбу, неси в море, а летом с ней пришли в сто раз больше! И как скажут - оттолкнут льдину от берега и смотрят. Подхватит река 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz