Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

пол смела, налила мне чай и давай расписывать их плохую жизнь. Я, боясь обидеть хозяйку, пригубила, а самой так муторно сделалось, честное слово, чуть не вырвало, еле сдержалась, даже забыла, что о ее сыне хотела сказать. Бросила несколько фраз - и быстрей на свежий воздух. - Беда пьянства, Любаша, не только у вас, и наши саамы пьют, да вся Россия сейчас пьет, о чем говорить. Вот я как-то была на проповеди в церкви и услышала: «Кто-то вам может сказать: «Смотрите, как ужасен наш мир, какая нынче жизнь пошла - все пьют, все воруют». И такому человеку вам надо ответить следующее: если мы все пьем и воруем, тогда хоть ты не пей и не воруй. На тебя вся надежда и остается». Если бы только слова еще воздействовали на наших людей. - А почему спиваются? И прежде всего мужики? Да чтобы стыд глаза не ел. Не инвалиды, не старцы, согбенные временем и болезнями, работали бы да работали, а им везде от ворот поворот. Веру у мужиков отняли, что они способны семьи со­ держать, детей подымать. У нас в Каврале пусть худую копейку, но в основном в дом жены несут. Сама видела, какие у нас в Каврале организации представлены: школа, детсад, полузакрывшаяся бодьница, интернат... Понятно, что места для работы в основном все женские, или уж точно не для мужчин-ительменов. А мужики залива­ ют глаза. Пьяным и море по колено. Поэтому для нас Алхалалалай по-настоящему большой праздник. Будни будут потом. Совсем для немногих - трудовые, для остальных - безработные. ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ Возвращаясь после пикника, Настя с Сергеем решили пройтись по селу. До их слуха донеслась красивая ительменская песня. Она и привела их к небольшому под­ ворью. Расположившись со своим рукоделием, на дворе сидели несколько женщин и задушевно пели. Тут же, возле них, играя со щенками, крутились ребятишки. Сергей и Настя остановились послушать. Настя пыталась вспомнить, у кого из исследователей Камчатки прочла о пении ительменов, но так и не смогла. А гово­ рилось там о том, что в пении они большие мастера, нет в их напевности дикости; поют и сочиняют в основном девки и бабы с голосами чистыми и весьма приятны­ ми. Этот народ имеет великую склонность к музыке. Они превосходные импрови­ заторы. Часами могут подражать чужому человеку или голосам птиц, животных. Когда песня закончилась, старая ительменка пригласила их присесть. Ребятишки сбегали в дом, вынесли табуреты. - Негоже гостям, подись, заборы подпирать. Проходите, места всем хватит. Слушая пение кавралок, Настя думала о Камчатке. Это место как другая плане­ та! На многие километры здесь можно не встретить жилья, оставаясь один на один с природой. И тут терялся счет времени и расстояния. Когда-то Настя читала своим мальчишкам книгу о Тарзане, в которой все было подчинено одному закону - джунглей. Закону выживания! Этот закон вполне мож­ но было отнести и к Камчатке. Именно в силу интуитивного осмысления законов выживания строили свою жизнь коренные народы полуострова - коряки, ительме­ ны, алеуты. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz