Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

- Слушай, а я ведь тут тоже перед поездкой в справочники заглянул, чтоб совсем профаном не быть, оказывается, в XVII веке их было двадцать тысяч. Как случи­ лось, что сейчас осталось всего полторы? Это надо же было так истреблять народ... Понятно, были там разные оспы, горячки, и все равно дети-то худо-бедно должны были рождаться. - По-моему, это произошло от насильственной христианизации ительменов русскими. Да еще в средине двадцатых постановление вышло: всех туземцев, про­ живавших в южных районах Камчатки, записывать в паспортах русскими. Эти действия тоже значительно сократили численность народа, а дальше последовала кампания по закрытию так называемых «неперспективных» сел и деревень. Пере­ селяясь в большие поселения, ительмены, все больше смешиваясь с русским насе­ лением, и детей записывали уже русскими. Убедительно? - Вообще-то да. Если так и было, тогда удивляться нечему. А еще что интересно­ го узнала? - заинтересованно полюбопытствовал Сергей. - Ну, например, что ительмены верили в реинкарнацию. Они считали, что душа умершего нисходит на родину с далекого неба, когда на нем сверкает звезда. Наре­ кая рожденного ребенка, в благоговейной тишине произносили имена сородичей. На каком имени оберег рода - камешек, подвешенный на треногу очага, - качнется, дух того предка и воплощается в тело и душу ребенка. И вновь приходит на землю. Его именем и называли младенца. Причем имя давал всегда отец. - То есть ительмены не верят, как саамы, что их умершие во что-то превраща­ ются, где-то обитают? - Об этом ничего не могу сказать. Знаю точно, что вулканы считались у них до­ мами мертвых и появление дыма на горе объяснялось тем, что покойники в них отапливали свои юрты. Питались жиром китов, которых ловили в море под землей, кости пускали на топливо. У саамов подобное жилище мертвых было на небе. Кув- скэс - это и есть в саамской мифологии души умерших людей. Когда северное сия­ ние играет, значит, души сходятся на небе в специальной избе и затевают страшную резню. Текут реки крови, которая затем превращается в сполохи. А еще они счита­ ли, что души их предков живут в камнях - сейдах, под очагом и так далее. - А как камчадалы покойников хоронили? - Ты знаешь, очень странным образом. Еще в XVIII веке тела умерших род­ ственников они выкидывали из юрт на съедение собакам. И наивно полагали, что тот, кого псы быстрее съедят, будет в загробном мире ездить на хороших упряжках. Младенцев хоронили без всяких обрядов в дуплах деревьев. - Своеобразный народ, ничего не скажешь. Путь долгий, можно обговорить все, что душе угодно. Чтобы развеселить Настю, Сергей рассказывал ей анекдоты, которых знал великое множество, и имел особый талант их преподносить. Над некоторыми она от души смеялась. Ей было легко от сознания нового свидания с Лахэном. - Слушай, еще один расскажу, - шептал Насте Сергей, наклоняясь над ее ухом. - На уроке Закона Божьего учитель, рассказывая детям о прощении грехов и мило­ сердии, спросил: «Ну, что мы должны, прежде всего, сделать, чтобы Господь про­ стил нас?» Ученики дружно крикнули: «Согрешить!» Так-то, Анастасия, уяснила? 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz