Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

моих родителей. Тогда-то и выспросила у деда о них все. Поначалу долго плакала. Не оставил мне муж ребеночка, винила его, но затем два праздника Оленя показа­ ли: не его вина - моя. А люди все примечают. Они не смирились, что родители веру дедов предали. Вот и вся история. Теперь, чаю, передумаешь о предложении своем. - Мужчина тем и мужчина, что его слово крепко. Я понял, почему к тебе приле­ пилось клеймо. Наговоры людей сойдут, как грязный весенний снег с гор. Непонят­ но, чего им говорить о грехе твоего отца, когда все саамы на побережье уже давно крещены в веру монастырских людей. Да и сюда Бог рушш уже подбирается. - И ты крещен? - вырвалось у Варван. Она тайно боялась веры отца, хотя знала от деда, что и сама по рождению кре­ щена в нее. - Я - нуэйт Белый День! Мой путь - Солнца путь. Вот моя вера! Другой - знать не дано. И ты, мною избранная в жены, должна следовать по тому же пути. Согласна ли, спрашиваю еще раз? С облегчением Варван ответила, что согласна, и вдруг, вспомнив что-то, быстро заговорила: - Единственное просить тебя буду: не заставляй расстаться с оберегом, сделан­ ным аджя. - Странная просьба, - удивился озадаченный нуэйт. - Взгляни на него и поймешь. Это единственное, что у меня осталось от родите­ лей. Долго аййя не хотел говорить тайну оберега, но когда рассказал о судьбе своих детей, рассказал и о ней. В младенчестве я крещена была в веру рушш. Варван вытащила из-под пеццк оберег, обрамленный кожей. На кости чем-то острым был начертан рисунок оленьей головы, в котором ничего необычного не было, но стоило его перевернуть, как в глаза нуэйта бросился крест служителей мо­ настыря с какими-то тайными знаками. Она сняла с шеи оберег и протянула нуэйту. Нуэйт, рассмотрев его, сказал: - В нем, Варван, заключена огромная сила любви. Такая, что тебя или того, кому ты его передашь по наследству, сохранит от всех опасностей. Так что страхи твои на­ прасны. Ядаже рад, что у тебя есть такой силы защитник. А то, что ты в младенчестве крещена была в веру рушш, - не беда, ведь Томаско саамским именем тебя нарек, веру предков наших ты неукоснительно блюдешь. В человеке, Варван, Бог заложил свою самую великую тайну - тайну любви. Даже я, нуэйт, не властен над этим чув­ ством. Не могу человека заставить полюбить или разлюбить. Кто говорит, что силой колдовства заставил кого-то разлюбить, - неправда, значит, там и не было этого бо­ жественного дара. Любовь сильнее всех чар, сильнее колдовства. Трусливому она дает смелость, злого - поворачивает к добру. Лечит, как самый сильный напиток знахар­ ки, жизнь продлевает. Но любовь может причинять человеку и боль, одурманить рас­ судок... Скажи, бывала ли ты когда-нибудь на другой стороне озера Духов? - Как не бывать, бывала и не раз. По ягоды с девушками ходили. Почему об этом спросил? - Значит, тебе доводилось видеть на скале хозяина этих мест Куйву49? 49 Куйва - наскальное изображение распятого саамского бога, гигантский петроглиф высо­ той в 72 метра. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz