Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
А католичество и протестантство, допустившие отступление от ис ходных догматов христианства (вспомним знаменитые индульгенции как способ отпущения грехов), — это попрание принципа Веры. Иначе говоря, уже и не Вера. Если разобраться глубже, исторически здесь все объяснимо. При за кате средневековья, на смену суровому, подчас жестокому торжеству религиозных идеалов этики стали приходить идеалы чистого разума (ра циональность, научность, аналитичность, позитивизм, прагматизм...), в основе которого лежит сомнение. Перефразируя Декарта, можно ска зать: я сомневаюсь, значит, я существую. Это сомнение и подорвало Веру, стоящую на чувстве, а не мысли. Рационализм, порождаемый челове ческим умом, стал богом европейской цивилизации, он и сменил Чув ство, а вслед за ним и Совесть как нравственную основу личности, что потребовало и смены формы религии. Наступил кризис христианства, закончившийся образованием трех его ветвей: с истинной Верой — православием, и реформированной — католичеством и лютеранством. Отсюда еще один вывод. Россия —центр православного мира — не пошла по пути рационалистического разви тия, как ни пытались иные мыслители и реформаторы направить ее на этот путь. В итоге в экономическом плане она уступила Европе и Аме рике, но сохранила высочайшую духовность Веры (этический импера тив) как основу своего национального своеобразия. А кто сказал, что будущее человечества за голым рационализмом, который сегодня еще торжествует? Приметы его заката и бесперспективности очевидны (в политике, идеологии, экономике, экологии, социальной сфере — вез де). Рационализм и прагматизм в их стремлении привести все к одному, логически обоснованному порядку отметают национально-культурное своеобразие, а если и считаются с ним, то лишь постольку-поскольку национальное соответствует (отвечает) рациональному. Корень рацио нализма — голая целесообразность, а эта категория зачастую не имеет ничего общего с моралью и этикой. Просто последние не вписываются в абстрагированный от живого человека мир причинно-следственной це лесообразности, оправдывающий аморальность социальных, нацио нальных отношений, что неизбежно, рано или поздно, оборачивается общественными конфликтами и даже войнами. Рационализм отодвига ет на второй план чувственную сферу, а человек без чувств жить не мо жет, то есть при абсолютном своем торжестве рационализм антидухо- вен, поскольку духовность предполагает и чувственное, и нравственное (жертвенное во имя других) начало. Очевидно, что и на Западе это остро почувствовали. Здесь уже встает во многом еще новая, не до конца ос мысленная, но уже чутко уловленная современными философами про 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz