Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

А католичество и протестантство, допустившие отступление от ис­ ходных догматов христианства (вспомним знаменитые индульгенции как способ отпущения грехов), — это попрание принципа Веры. Иначе говоря, уже и не Вера. Если разобраться глубже, исторически здесь все объяснимо. При за­ кате средневековья, на смену суровому, подчас жестокому торжеству религиозных идеалов этики стали приходить идеалы чистого разума (ра­ циональность, научность, аналитичность, позитивизм, прагматизм...), в основе которого лежит сомнение. Перефразируя Декарта, можно ска­ зать: я сомневаюсь, значит, я существую. Это сомнение и подорвало Веру, стоящую на чувстве, а не мысли. Рационализм, порождаемый челове­ ческим умом, стал богом европейской цивилизации, он и сменил Чув­ ство, а вслед за ним и Совесть как нравственную основу личности, что потребовало и смены формы религии. Наступил кризис христианства, закончившийся образованием трех его ветвей: с истинной Верой — православием, и реформированной — католичеством и лютеранством. Отсюда еще один вывод. Россия —центр православного мира — не пошла по пути рационалистического разви­ тия, как ни пытались иные мыслители и реформаторы направить ее на этот путь. В итоге в экономическом плане она уступила Европе и Аме­ рике, но сохранила высочайшую духовность Веры (этический импера­ тив) как основу своего национального своеобразия. А кто сказал, что будущее человечества за голым рационализмом, который сегодня еще торжествует? Приметы его заката и бесперспективности очевидны (в политике, идеологии, экономике, экологии, социальной сфере — вез­ де). Рационализм и прагматизм в их стремлении привести все к одному, логически обоснованному порядку отметают национально-культурное своеобразие, а если и считаются с ним, то лишь постольку-поскольку национальное соответствует (отвечает) рациональному. Корень рацио­ нализма — голая целесообразность, а эта категория зачастую не имеет ничего общего с моралью и этикой. Просто последние не вписываются в абстрагированный от живого человека мир причинно-следственной це­ лесообразности, оправдывающий аморальность социальных, нацио­ нальных отношений, что неизбежно, рано или поздно, оборачивается общественными конфликтами и даже войнами. Рационализм отодвига­ ет на второй план чувственную сферу, а человек без чувств жить не мо­ жет, то есть при абсолютном своем торжестве рационализм антидухо- вен, поскольку духовность предполагает и чувственное, и нравственное (жертвенное во имя других) начало. Очевидно, что и на Западе это остро почувствовали. Здесь уже встает во многом еще новая, не до конца ос­ мысленная, но уже чутко уловленная современными философами про­ 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz