Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

ма отрицает все, что несет на себе печать оригинального, неповторимо­ го, что не укладывается в ложно воспринимаемый, а то и непонятый стандарт чужих социальных отношений, взятых за образец. Отсюда про­ тивостояние личности и общества. Еще одна и, может, главная черта русского народа, которая изумляет остальной мир и остается для него самой большой загадкой — безгра­ ничное терпение, которое мы, склонные сегодня к повальному самоби­ чеванию, характеризуем как народную слабость. Но совершенно иначе это терпение видится и оценивается со стороны. Корреспондент амери­ канской газеты «Филадельфия инкуайрер» Фен Монтейн, проехав по стране, пришел к выводу, заслуживающему внимания: «В российской глубинке каждый полагается на самого себя. Русские — одни из самых больших стоиков в этом многострадальном мире. Меня часто посещала мысль: слава Богу, что мы никогда не воевали с ними!» («Комсомоль­ ская правда»). Естественно, возникает неизбежный вопрос: где черпает силы на­ род, лишенный краеугольных оснований нормального существования — минимума материального достатка и перспективы улучшения своего положения, что выглядит даже пострашнее в силу своей безысходнос­ ти. Увы, целому народу невозможно сняться с обжитого места и пере­ ехать в чужие благодатные края. Остается одно — Вера в перемены к лучшему, у которой нет никаких реальных оснований в безжалостном настоящем, но есть духовный посыл, черпаемый из собственного наци­ онального прошлого, традиции которого не раз и не два спасали страну от гибели. В России, как и в любой стране, многократно менялось все —обще- ственно-экономическое устройство, партийная, идеологическая систе­ ма, национальная, региональная структура, но почти неизменным был единственный социальный институт — Русская Православная церковь. И именно это обстоятельство позволяет заключить, что сохранением духовного единства и национального своеобразия, прежде всего, мы обязаны ей. История православия дает ключ к постижению важного принципа национально-социального развития: сохранения постоянства и преемственности сущностного в духовном складе народа в беспрерывно изменяющемся мире. Нереформируемость православия, провозглашаемая нашими иерар­ хами Церкви как основа его духовной истинности и непоколебимости, вполне объяснима. Защищая неизменность своих догматов, они защи­ щают сам принцип Веры (либо верую —либо нет, третьего, половинча­ того, не дано, верую, несмотря ни на что, даже если идея, смысл веры кажутся абсурдными).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz