Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
ма отрицает все, что несет на себе печать оригинального, неповторимо го, что не укладывается в ложно воспринимаемый, а то и непонятый стандарт чужих социальных отношений, взятых за образец. Отсюда про тивостояние личности и общества. Еще одна и, может, главная черта русского народа, которая изумляет остальной мир и остается для него самой большой загадкой — безгра ничное терпение, которое мы, склонные сегодня к повальному самоби чеванию, характеризуем как народную слабость. Но совершенно иначе это терпение видится и оценивается со стороны. Корреспондент амери канской газеты «Филадельфия инкуайрер» Фен Монтейн, проехав по стране, пришел к выводу, заслуживающему внимания: «В российской глубинке каждый полагается на самого себя. Русские — одни из самых больших стоиков в этом многострадальном мире. Меня часто посещала мысль: слава Богу, что мы никогда не воевали с ними!» («Комсомоль ская правда»). Естественно, возникает неизбежный вопрос: где черпает силы на род, лишенный краеугольных оснований нормального существования — минимума материального достатка и перспективы улучшения своего положения, что выглядит даже пострашнее в силу своей безысходнос ти. Увы, целому народу невозможно сняться с обжитого места и пере ехать в чужие благодатные края. Остается одно — Вера в перемены к лучшему, у которой нет никаких реальных оснований в безжалостном настоящем, но есть духовный посыл, черпаемый из собственного наци онального прошлого, традиции которого не раз и не два спасали страну от гибели. В России, как и в любой стране, многократно менялось все —обще- ственно-экономическое устройство, партийная, идеологическая систе ма, национальная, региональная структура, но почти неизменным был единственный социальный институт — Русская Православная церковь. И именно это обстоятельство позволяет заключить, что сохранением духовного единства и национального своеобразия, прежде всего, мы обязаны ей. История православия дает ключ к постижению важного принципа национально-социального развития: сохранения постоянства и преемственности сущностного в духовном складе народа в беспрерывно изменяющемся мире. Нереформируемость православия, провозглашаемая нашими иерар хами Церкви как основа его духовной истинности и непоколебимости, вполне объяснима. Защищая неизменность своих догматов, они защи щают сам принцип Веры (либо верую —либо нет, третьего, половинча того, не дано, верую, несмотря ни на что, даже если идея, смысл веры кажутся абсурдными).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz