Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
водное от него) способен порождать нравственную атмосферу в отно шениях между людьми, и ничто иное в этих отношениях он не произво дит, ибо лишен прямых механизмов социального регулирования обще ственных отношений, а может лишь выражать свое принятие или не принятие их. Чиновная же бюрократия, казалось бы, наделенная всеми полномочиями управления народом, не способна быть творцом нрав ственности. Неспособна по той очевидной причине, что имеющий пре восходство, выражаемое в праве управления другими людьми, изначально неравноправен с ними, а значит к нему неприменимы отношения соци альной справедливости, из которых проистекают и рождаются нормы общественной морали и нравственности. В то же время, как бы драма тично не складывалась судьба той или иной страны, в конечном счете ее определяет сила нарастающего национального самосознания, проявля емая в своей неповторимой, глубоко оригинальной морали. Только че рез ее неизбежное торжество после пережитых испытаний и даже уни жений народ обретает свое истинное национальное достоинство, опре деляющее в конечном итоге его победу над внешними и внутренними врагами, а также его благополучие и процветание. А власти не останется ничего другого, как подчиниться нормам торжествующей морали, ина че ее падение и замена неизбежны. Конечно, было бы наивно идеализировать свой народ, утверждая, что он — лишь средоточие одних гуманных добродетелей. У русского, как и у любых других народов, наряду с общечеловечески признанными достоинствами есть свои, довольно неприглядные черты национально го характера, приносящие ему немало вреда. Проблема, по-видимому, заключается в том, что во времена духовного единства устремлений на ции, все лучшее — доброта, отсутствие националистических настрое ний как проявление особенного русского демократизма, взаимопомощь, поддержка и многое другое — выходят на первый план и решающим образом содействуют укреплению мощи и процветания страны. Когда же единство утрачено, на поверхность выползает отвратительное и уни жающее нацию — стяжательство, обман, раболепие перед сильным и его ничем не обузданное самодурство... Наблюдается при этом и еще один любопытный феномен: в искаженной системе социальных отно шений происходит трансформация добрых качеств народа во вредные привычки, наносящие огромный ущерб обществу. И действительно, что такое, положим, блат, круговая порука, иждивенчество по знакомству как не вывернутые наизнанку формы поддержки друг другом русских людей в ситуации, когда не создано системы справедливой защиты ин тересов человека, исключающей ущемление чьих-либо прав. Что мы и видим. Власть, потворствующая этим гнусным проявлениям, не осоз 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz