Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
общественных системах, которые в силу разных причин не требовали столь жесткого объединения устремлений людей вплоть до их самопо жертвования, индивидуальный рационализм (материальное благополу чие) брал верх, и у них тоже не было другого выбора, как строить свои общественные отношения на компромиссе частных интересов, выраже нием которых и является экономика. В подтверждение справедливости данного суждения надо принять в расчет саму природу материального и духовного богатства. Первое, в силу его отделенности от человека, под лежит сравнимости, всестороннему учету и оценке, что позволяет нала дить обмен его частями на основе принятых обществом эквивалентов (главным образом, денежных символов) — в этом и есть суть экономи ческих отношений, подразумевающих обособленность субъектов дей ствия. Духовное же богатство, напротив, неотделимо от личности и су ществует, пока она способна его производить (здесь чрезвычайно важно понимать разницу между личностью, существование которой по сути выражается в ее общественных деяниях, нередко веками переживаю щих своего творца, и человеком, неизбежно смертном). То есть духов ное богатство — это всегда процесс, качественное развитие ценностей в ходе общения между людьми, которые не обретают абсолютно закон ченной формы (точнее —приобретя законченность, они утрачивают свою духовность и переходят в разряд неподвижного материального) и пото му их невозможно однозначно оценить, как это происходит в экономи ческих отношениях, и более того, обогатиться ими без внутренней работы личности над собой. В нравственном смысле духовность — это отрица ние человеком своих эгоистических интересов в пользу других людей, и в этом состоит парадоксальный по форме своего проявления принцип приобретения им духовного богатства и приобщения к любому сообще ству вплоть до всего человечества. И отсюда берут свои истоки мораль и нравственность социальных отношений как исходные и основополага ющие условия единства данной общности людей —народа, нации... Как бы ни пытались принизить духовное начало, убить его невозможно, это все равно что уничтожить личность как оригинальное проявление Все ленной. В лучшем случае сторонникам обезличивания социальных про цессов удается вытеснить ту же мораль из государственных и обществен ных отношений, подменив ее материальными суррогатами и стимула ми, но им никогда не дотянуться до отношений семейной, частной жизни человека, его ближайшего, неформального окружения, где мораль все му основа и порождает любовь, дружбу, братство между людьми... Но я бы сказал более жестко: мир от фатальной гибели спасает то, что духов ность невозможно купить за деньги! На фоне царящего сегодня беспредела одних русских по отношению к другим, попрания самого принципа гражданского равноправия между 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz