Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
рез христианскую, коммунистическую или даже нынешнюю демокра тическую идею) стремится добиться от власти следования выбранной парадигме общественного развития, причем происходит это без всякого внешне выраженного и организационно оформленного давления. В нем просто нет необходимости, ибо нравственные нормы поведения при нуждением не внедрить, непреодолимая сила следования им рождается в каждом человеческом сердце... Но чтобы возникло такое мощное, все побеждающее и всеохватывающее чувство, нашему обществу нужна вы сокоморальная идея, способная объединить народ и власть. Как это ни звучит парадоксально и даже несообразно рациональному сознанию: идеальное (идейное) начало — объективная и непременная основа ди намичного социально-политического развития Российского общества. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей в этом смысле пошел даже дальше, утверждая: «...отменить значение идеалов как материальной силы невозможно» («Известия»), Жизнь любой общественной системы, рассматриваемая с позиции диалектического закона единства и борьбы противоположностей, пред ставляет собой неразрывное и в то же время противоречивое сочетание социальной и экономической тенденций развития. Преобладание од ной из них, сложившееся исторически на основе национального свое образия данной страны и ее народа, и определяет тип общественного устройства. Если продолжить этот анализ, то выясняется, что за эконо мическим и социальным началами стоят материальное и духовное (иде альное), которые также находятся в состоянии постоянного противо борства. На примере России хорошо видно, как сопричастность людей друг другу, порожденная многовековым общим устремлением защитить целостность огромной страны от внешних посягательств, привела к по вышенной социализированное™ общественных отношений, производ ным которой, но в то же время и всепроникающей ее основой является духовность, превалирующая над материальными запросами. В объек тивно складывавшихся условиях, когда единство устремлений людей было вопросом жизни и смерти страны, иного выбора у народа не оста валось, и отдельные его представители просто отодвигали на второй план свои личные, частные интересы, обособленность которых проявляется, прежде всего, в степени материального обустройства — залога самосто ятельного индивидуального выживания и процветания. «Ценней всего, по-моему, в наших людях — их способность, особенно в трудные и кри тические часы истории, поставить общественные интересы выше лич ных, — написал однажды известный советский русский писатель Кон стантин Симонов. —Думаю, что именно это их качество и окажет наи большее влияние на формирование личности будущего». Напротив, в 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz