Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
калами: через укрепление (а не разрушение) государства, понимаемое как усиление его роли в качестве гаранта прав и арбитра отношений граждан и юридических лиц, а отнюдь не всеобщего надсмотрщика, дви гаться к либерализации экономики, то есть оставаться верными своей исторической модели общественного устройства, действительно ее ре формируя и обогащая передовыми достижениями социального прогресса, а не подрывая ее основы. У нас же не первый раз в собственной истории получилось так, что всю общественную энергию мы потратили на раз рушение основ, заложенных в прошлом, но теперь к ним же и возвра щаемся, осознав бесперспективность попыток внедрить в свой соци альный организм чужой скелет, кажущийся нам верхом достижений прогресса. Но пока мы доходим до этого понимания, столько свершает ся ошибок вследствие слепого копирования чужих образцов и стандар тов. Рассмотрим для наглядности этот тезис на конкретном примере. Сейчас много говорится о необходимости создания в России граж данского общества. Никто не спорит, что нашей стране, как и любой другой, нужен этот основополагающий и ничем не заменимый соци альный институт, ибо только благодаря ему нация способна выработать глубоко своеобразную стратегию государственного движения вперед. Им же контролируется и выверяется соответствие реальной политики госу дарства выбранной доктрине общественного развития. Оно же, граж данское общество, защищает права личности на индивидуальное разви тие и реализацию ее уникального потенциала от непомерных посяга тельств государства, стремящегося урезать эти права. Однако методы и способы, которыми гражданское общество достигает этих целей в раз ных общественных системах, отнюдь не одни и те же. При западном варианте с его доминирующим формально-законным основанием граж данское общество — по преимуществу контролер действий власти, до бивающийся желаемого результата всеми возможными формами проте ста против злоупотреблений. В евразийском варианте с его моральным императивом в социальных отношениях воздействие на властную сис тему, плохо восприимчивую к сторонней критике, осуществляется си лой утверждения гражданским обществом норм поведения, нравствен ных запретов и табу, обязательных для всех членов общества, включая управленческую элиту. Здесь как раз и кроется одна из скрытых причин якобы извечной терпеливости и покорности русского народа, против которой активно выступают нынешние наши демократы, пытающиеся копировать западные образцы, но совершенно не понимающие их не совместимости с традиционным национальным сознанием. На самом же деле народ наш путем неагрессивного, можно даже сказать, созида тельного утверждения морали всеобщей справедливости (положим, че 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz