Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
Иными словами, перед нами два типа социальных систем, которые можно определить следующим образом: западная — система косвенного цент рализованного управления с приоритетом Закона как главного регуля тора социальных отношений и евразийская — система прямого центра лизованного, государственного, управления с приоритетом морали как производного общественного согласия. Бессмысленно дискутировать, какая из этих систем лучше или хуже — в социальной природе, как и в природе вообще, все имеет свою целесообразность, с которой мало тол ку бороться, ибо естественное развитие имеет свои, внутренне прису щие ему законы, и их мы не в состоянии ни отменить, ни заменить... Напротив, лучше попытаться глубже вникнуть в эти закономерности и поставить их себе на службу, и тогда могут проявиться интересные ме таморфозы: что представлялось злом, на самом деле есть благо и наобо рот. Извечная беда России в том, что самые, казалось бы, противопо ложные по своей несущей идее теории социального развития у нас на чинают внедрять в общественные отношения, что называется, с нуля, не считаясь со сложившимся укладом жизни, стоящем на многовековых национальных традициях. Проблема русских проста и сложна одновре менно: им никак не дают стать самими собой, а все время навязывают чужой стиль жизни... Здесь, пожалуй, уместнее исповедовать следую щий принцип: я противник закостеневшего прошлого, я готов сделать все, чтобы изменить его к лучшему, реформировать. Но я обязан не от рицать его исторических основ, видеть в них не только негативное, но и позитивное, считаться с ними как с объективной реальностью, незави симо, нравятся они мне или нет. Это все равно, что долг детей — ува жать и заботиться о своих родителях, каким бы ни было отношение к ним. Так вот, делая ставку на либерализацию экономических отношений в России с одновременным и повсеместным подрывом основ старой го сударственной системы управления, наши радикалы первой волны по пытались, по сути дела, внедрить в стране систему косвенного центра лизованного управления, исторически нам не свойственную, и пренеб режение национальной традицией государственного строительства не замедлило обернуться негативными результатами реформ. Хочется быть правильно понятым: я не против экономической либерализации как та ковой, она объективно существующий институт эффективного регули рования темпов и качества развития любой экономической системы, я за то, чтобы этот механизм органично вписывался в сложившиеся реа лии данного общества и государства, не разрушая, а укрепляя их пре имущества и достоинства. Согласно этой логике в наших реформах сле довало идти от обратного тому, что было сделано гайдаровскими ради 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz