Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
Продолжение таблицы _______________!______________ 4. Закон — это основа согласия между людьми, построенного на при нуждении. 5. Закон объединяет людей в обще ство по формальному условию, но он же и разъединяет их на отдельные субъекты правового поля, которые противостоят друг другу и вступают в контакт в силу необходимости , а не естественной потребности. 6. Общество, построенное на зако нах, — рациональное общество. Пери од его расцвета — это торжество вы нужденного (под воздействием зако на) действия человека. 7. В период спада возрождается си лой индивидуального побуждения (из частей богатства каждого складыва ется общее богатство и процветание этого общества). 8. Закон — основа социального со перничества, построенного на догово ре — компромиссе. 4. Мораль стоит на Вере и в этом ее сила. Вера — источник энтузиаз ма, т.е. стимул побуждения к согласию между людьми. 5. При торжестве морали люди доб ровольно вступают в контакт, объеди ненные общей идеей, общим чув ством. 6. Общество, построенное на мора ли, — иррациональное , готовое пожер твовать голой целесообразностью во имя высшей справедливости. Пе риод его расцвета — это торжество побуждения в действиях человека. 7. В период спада возрождается си лой принуждения массы (при отсут ствии объединяющей идеи). 8. Мораль — основа согласия , по строенного на вере, не подлежащей сомнению. Если оценить оба этих типа общественного устройства с позиции системного подхода, видно, что динамичность западной модели строит ся на противоречии социальных отношений как движущей силы разви тия, регулируемом и разрешаемом на основе Закона, нормативная вы держанность и необратимость действия которого обеспечивается всеми средствами и возможностями государства, гаранта целостности систе мы, состоящей из конкурирующих частей. Напротив, в евразийской (су ществует такая классификация) модели роль регулятора и во многом стимулятора развития берет на себя государство (а в идеальном вариан те — общество, делегирующее государству функции исполнения своей воли) как координатор и гарант согласия в отношениях субъектов, рас сматриваемых в качестве не конкурирующих, а дополняющих друг дру га частей единого и неразрывного целого. Закон же здесь служит хотя и обязательным, но все-таки подспорьем управляющей силы, а согласие достигается на основе морали, выработанной и принятой обществом. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz