Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

нальное —морально, —вот формула Запада, но она далеко не исчерпы­ вает содержание морали и даже огрубляет его, ведь западный рациона­ лизм нередко аморален с позиции общечеловеческих ценностей. Россия народная (со ставкой на традицию, мораль) все время мечтает постро­ ить справедливое общество не по форме, а по сущности (вот почему здесь люди больше верят в благородную идею, а не в грубую реальность жиз­ ни, в духовное, а не материальное). И временами нации удается достичь потрясающих взлетов духа и гуманизма, когда люди поверили в предло­ женную идею справедливости. Моральность, совестливость отношений между людьми идет от острого чувства принадлежности каждого к свое­ му окружению: малому — коллективу и большому — Родине, ценность которых все время приходится отстаивать от чужих посягательств извне. Отсюда жертвенность русского человека, щедрость души —это индиви­ дуальные проявления общей потребности в равенстве и справедливос­ ти, идущие изнутри человеческих отношений, а не диктуемые бесстрас­ тным обезличенным стандартом жизни. Чтобы нагляднее рассмотреть и оценить глубинную разницу в пост­ роении социальных отношений на Западе и в России, обратимся к сле­ дующей таблице: Сравнительные характеристики двух основных в мире типов общественного устройства с позиции закона и морали Западная модель i Евразийская модель I. Закон держится на рациональ­ ном начале и им выверяется. Поэто­ му закон — организующая сила в прагматичном обществе (типа США и Европы). 2. Рациональное — сугубо индиви­ дуально, поскольку мысль, умозаклю­ чение всегда рождается в одной го­ лове, и никак иначе, потому это и об­ щество, построенное на приоритете индивидуализма. 3. Закон — определяющее начало, организующее общество рациональ­ ного построения, мораль здесь лишь сопутствующ ий ф актор со гласи я между людьми. 1. Мораль держится на чувстве, при­ чем национальном, — окрашенном традициями образа жизни, поведения в совместном бытии людей. Вот поче­ му мораль, если она набрала силу дей­ ствия в обществе, определяет его ди­ намичное, прогрессивное развитие. 2. Чувственное начало подразумева­ ет, требует соучастия (общности), по­ тому что чувство направлено на кого- либо (отсюда и приоритет общинного начала в данном типе общества). 3. Мораль — основа общинного строя. И она выше по своей влиятель­ ности в таком обществе, чем закон. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz