Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
нальное —морально, —вот формула Запада, но она далеко не исчерпы вает содержание морали и даже огрубляет его, ведь западный рациона лизм нередко аморален с позиции общечеловеческих ценностей. Россия народная (со ставкой на традицию, мораль) все время мечтает постро ить справедливое общество не по форме, а по сущности (вот почему здесь люди больше верят в благородную идею, а не в грубую реальность жиз ни, в духовное, а не материальное). И временами нации удается достичь потрясающих взлетов духа и гуманизма, когда люди поверили в предло женную идею справедливости. Моральность, совестливость отношений между людьми идет от острого чувства принадлежности каждого к свое му окружению: малому — коллективу и большому — Родине, ценность которых все время приходится отстаивать от чужих посягательств извне. Отсюда жертвенность русского человека, щедрость души —это индиви дуальные проявления общей потребности в равенстве и справедливос ти, идущие изнутри человеческих отношений, а не диктуемые бесстрас тным обезличенным стандартом жизни. Чтобы нагляднее рассмотреть и оценить глубинную разницу в пост роении социальных отношений на Западе и в России, обратимся к сле дующей таблице: Сравнительные характеристики двух основных в мире типов общественного устройства с позиции закона и морали Западная модель i Евразийская модель I. Закон держится на рациональ ном начале и им выверяется. Поэто му закон — организующая сила в прагматичном обществе (типа США и Европы). 2. Рациональное — сугубо индиви дуально, поскольку мысль, умозаклю чение всегда рождается в одной го лове, и никак иначе, потому это и об щество, построенное на приоритете индивидуализма. 3. Закон — определяющее начало, организующее общество рациональ ного построения, мораль здесь лишь сопутствующ ий ф актор со гласи я между людьми. 1. Мораль держится на чувстве, при чем национальном, — окрашенном традициями образа жизни, поведения в совместном бытии людей. Вот поче му мораль, если она набрала силу дей ствия в обществе, определяет его ди намичное, прогрессивное развитие. 2. Чувственное начало подразумева ет, требует соучастия (общности), по тому что чувство направлено на кого- либо (отсюда и приоритет общинного начала в данном типе общества). 3. Мораль — основа общинного строя. И она выше по своей влиятель ности в таком обществе, чем закон. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz