Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
должен быть самым высоким в мире: важнее гарантии равенства прав членов общества, позволяющие и даже предписывающие им относиться с уважением друг к другу. Тем более, что поводов для антагонистиче ских противоречий в этом случае нет. Идея демократии в западном смысле понимается как утверждение формального (по закону) равенства самостоятельных в своих правах и обязанностях граждан, чью независимость и свободу личного выбора защищает и поддерживает всеми силами и средствами государство. В российских условиях, где, увы, закон не в таком почете, а чаще торже ствует сила власти, эта идея приводит только к усилению фактического неравенства в правах бюрократии и народа. Причем первая никогда и ни при каких обстоятельствах даже не признает своей правопривилеги- рованности. Да и зачем, если ее собственное превосходство перед наро дом на любые блага жизни вытекает из отношений скрытой, нигде офи циально не зафиксированной зависимости рядового гражданина от чи новника, то есть суду и закону подлежит лишь в редких случаях, когда мздоимца удается, что называется, схватить за руку. Неспроста ведь взят ка считается одним из сложнейших для судебного доказательства пре ступлений. И от этого, самого серьезного социального противоречия российского общества — между властью и народом — никак не уйти, покуда в стране есть колоссальная по численности управленческая бю рократия. А она есть и будет, пока Россия остается самой большой и самой сложной в социально-этническом плане страной мира. Но не все так уж безысходно, если строить планы грядущего развития России, ис ходя из ее национально-исторического своеобразия. Русское понимание смысла демократии стоит не на законе, а на мо рали, в основе которой лежит где-то идеализированное, но обостренное чувство социальной справедливости для всех. С одной стороны, это свое образное выражение, реакция народа на всесилие забюрократизиро ванной системы управления страной, а с другой, проявление особого, имеющего национальную окраску, демократизма, порожденного мно говековым совместным проживанием в большом государстве десятков больших и малых народов, национальных меньшинств, которым сооб ща приходилось отстаивать суверенность и независимость своей держа вы в бесчисленных битвах с врагами... Очевидно, что этот своеобразный российский демократизм никак не спутать с западным, произрастаю щим на иных основах, прежде всего, экономической конкуренции, по рождающей широкое и разветвленное поле чисто правовых отношений, в системе которых мораль является производным, а не определяющим фактором развития. Итак, Запад (с его ставкой на Закон) строит социальные отношения через их формализацию (разделение прав и ответственности). Рацио 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz