Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

должен быть самым высоким в мире: важнее гарантии равенства прав членов общества, позволяющие и даже предписывающие им относиться с уважением друг к другу. Тем более, что поводов для антагонистиче­ ских противоречий в этом случае нет. Идея демократии в западном смысле понимается как утверждение формального (по закону) равенства самостоятельных в своих правах и обязанностях граждан, чью независимость и свободу личного выбора защищает и поддерживает всеми силами и средствами государство. В российских условиях, где, увы, закон не в таком почете, а чаще торже­ ствует сила власти, эта идея приводит только к усилению фактического неравенства в правах бюрократии и народа. Причем первая никогда и ни при каких обстоятельствах даже не признает своей правопривилеги- рованности. Да и зачем, если ее собственное превосходство перед наро­ дом на любые блага жизни вытекает из отношений скрытой, нигде офи­ циально не зафиксированной зависимости рядового гражданина от чи­ новника, то есть суду и закону подлежит лишь в редких случаях, когда мздоимца удается, что называется, схватить за руку. Неспроста ведь взят­ ка считается одним из сложнейших для судебного доказательства пре­ ступлений. И от этого, самого серьезного социального противоречия российского общества — между властью и народом — никак не уйти, покуда в стране есть колоссальная по численности управленческая бю­ рократия. А она есть и будет, пока Россия остается самой большой и самой сложной в социально-этническом плане страной мира. Но не все так уж безысходно, если строить планы грядущего развития России, ис­ ходя из ее национально-исторического своеобразия. Русское понимание смысла демократии стоит не на законе, а на мо­ рали, в основе которой лежит где-то идеализированное, но обостренное чувство социальной справедливости для всех. С одной стороны, это свое­ образное выражение, реакция народа на всесилие забюрократизиро­ ванной системы управления страной, а с другой, проявление особого, имеющего национальную окраску, демократизма, порожденного мно­ говековым совместным проживанием в большом государстве десятков больших и малых народов, национальных меньшинств, которым сооб­ ща приходилось отстаивать суверенность и независимость своей держа­ вы в бесчисленных битвах с врагами... Очевидно, что этот своеобразный российский демократизм никак не спутать с западным, произрастаю­ щим на иных основах, прежде всего, экономической конкуренции, по­ рождающей широкое и разветвленное поле чисто правовых отношений, в системе которых мораль является производным, а не определяющим фактором развития. Итак, Запад (с его ставкой на Закон) строит социальные отношения через их формализацию (разделение прав и ответственности). Рацио­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz