Беляев, Д. П. Рынок труда северных территорий России и северная территориальная премия : [монография] / Белевских Татьяна Васильевна, Беляев Денис Павлович. - Мурманск : Баренц-пресс, 2016. - 104 с.

69 3.3. Возможности и перспективы получения северной территориальной премии в российской экономике По мнению А.Ю. Ощепкова и Р.И. Капелюшникова, межрегиональные различия в заработной плате в России по-прежнему огромны в сравнении с другими странами, и вносят наибольший вклад в общее неравенство по заработной плате и доходам населения именно северные территории [60]. Современная система централизованного территориального регулирования заработной платы, унаследованная от советской командной экономики, по-прежнему определяет внешние (нерыночные) условия получения северной территориальной премии. В настоящих условиях развития рыночных отношений в экономике России в целом и рынка труда в частности, этот механизм формирования территориальной премии внешне представляется неадекватным. Однако можно выделить два сектора в экономике северных территорий с точки зрения оценки влияния внешних и внутренних условий формирования северной территориальной премии - коммерческий и бюджетный. Коммерческий сектор северной территориальной экономики представлен «северными фирмами», которые привлекая труд, ориентированы на экономические показатели предельного продукта и предельных затрат по привлечению рабочей силы с целью максимизации прибыли. Тарифное регулирование заработной платы в настоящих условиях передано на уровень работодателя и северная фирма, ориентированная на размер абсолютных издержек по привлечению труда как фактора производства, согласно действующему законодательству распределит эту абсолютную сумму на базовый оклад и выплаты компенсирующего характера, предусмотренные северным льготным законодательством. С точки зрения минимизации издержек и обеспечения конкурентоспособности производимого «северного продукта» северная фирма следует классическим экономическим законам. Сложнее проблема описывается в бюджетном секторе, где работодателем выступает государство. Действие единой тарифной системы (ЕТС) в оплате труда работников бюджетного сектора действительно создавало преимущества в оплате труда на Севере для бюджетников, когда применение единых размеров окладов по стране дополнялось повышающими коэффициентами в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, и обеспечивало номинальный и реальный рост заработной платы на Севере. Однако переход к новой системе оплате труда (НСОТ) можно рассматривать как скрытую угрозу северной территориальной премии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz