Бардилева, Ю. П. Антирелигиозная деятельность и атеистическая пропаганда на Европейском Севере в 1917-1930-е гг.: центр и регион // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С. 161-176.

Бардилева Ю.П. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПА­ ГАНДА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В 1917 - 1930-Е ГГ.: ЦЕНТР И РЕГИОН События октября 1917 г. стали поворотным пунктом в истории государ­ ственно-церковных отношений в России, изменившими на несколько десяти­ летий положение института религии в российском обществе и государстве. Религия подлежала ликвидации вместе с «отжившим» миром. Практическим пособием в борьбе с религией и духовенством для многих большевиков стала IX глава книги А. Олара “Политическая история Французской революции” . Пе­ речень упоминаемых им антицерковных и антирелигиозных мероприятий яко­ бинцев полностью совпадает с мероприятиями, проведенными, проведенны­ ми в нашей стране в 1917-1929 гг. Анализ антирелигиозной деятельности и атеистической пропаганды на территории Европейского Севера в 1917 - 1930-е гг. невозможен без изучения общегосударственных мероприятий в данной сфере. Фактически все обще­ российские и общесоюзные организации, занимавшиеся антирелигиозной пропагандой и ведавшие атеистическим воспитанием, нашли свое отражение на краевом, областном, окружном и районном уровнях. И, хотя специфика тех или иных регионов страны, безусловно, накладывала отпечаток на характер и результативность проведения антирелигиозных мероприятий, цели и задачи данной деятельности напрямую определялись конституциями РСФСР и СССР, специальными декретами, постановлениями и инструктивными письмами. Поэтому, прежде чем рассматривать деятельность антирелигиозных структур Европейского Севера, необходимо обратить пристальное внимание на эволюцию системы контроля над религиозными организациями и на изме­ нения в законодательстве, касавшиеся государственно-церковных отношений. В данной статье проанализированы основные тенденции и направления анти­ религиозной пропаганды и атеистического воспитания как на центральном, так и на региональном уровнях в 1917-1930-е гг. При этом географические рамки ограничены территорией современных Республики Карелии, Архан­ гельской и Мурманской областей. В большей степени антирелигиозные мероприятия первых лет совет­ ской власти коснулись официальной, иначе говоря, государственной религии страны, то есть православия. В советской историографии обвинения против Русской Православной Церкви строились на первом анафемствовании ею но­ вой власти 29 октября (11 ноября) 1917 г. в Послании Священного Собора Православной Российской Церкви. Однако при внимательном прочтении до­ кумента обнаруживается, что анафемствование адресуется всем силам, имеющим разрушительный для государства и веры характер. 3 Не следует ' Филиппов Б. Православная церковь и советская власть // История. Приложение к газете «Первое сентября».-1996.- N9 18.- С. 10. 2 Васильева О.Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917 - 1927 годах // Вопросы истории.- 1993.- № 8.- С.41. 3Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991). Материалы и до­ кументы по истории отношений между государством и Церковью. Кн.1 / Сост. Г.Штриккер.- М., 1995.- С. 103,104. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz