Балашов, Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря / Д. М. Балашов, Ю. Е. Красовская ; Петрозавод. ин-т яз., лит. и истории Акад. наук СССР. - Ленинград : Музыка. Ленинградское отделение, 1969. -166, [2] с. : ноты, ил.

С В А Д Е Б Н Ы Й О Б Р Я Д И П Е С Н И У нас свадьбы рсзпо, хорошо проходят, спои баянисты да иесель- пицы. псе. (Л. К. Мошникопа. ссло Партугп) Свадьба в прошлом была не только самым ярким воспомина­ нием в жизни женщины, по и одним из самых запоминающихся событий для всей деревни. В Чаваньге п 1957 году уже не помнили ни одной из «старин» своей знаменитой землячки Лгра- фепы Матвеевны Крюковой, а вот как отдавали ее замуж более восьмидесяти лет назад, все еще вспоминали: «Лграфена-то Матвеевна отдана была насильно, на лодке увезли. Так отец за косу из подполья тянул ее, из избы волоком. . . Да и жила не­ хорошо».1 ' Евдокия Дмитриевна Конева рассказывала, как они девоч­ ками .играли в жьнихн-невесты и обязательно сооружали свадеб­ ную «повязку» невесты из лучинок, складывая их треугольни­ ком и завертывая в платок. Туго завязанный платок натяги­ вался, и «повязка» стояла надо лбом. Под рождество девочки-подростки лет 14— 15 слушали, где- нибудь в стороне от домов, за банями, куда выбрасывают мусор из избы, сколько свадеб будет в этом году? С какой стороны и около чьего дома будет слышен плач, в том доме будет и свадьба. В Умбе нам рассказывали, что в рождество «пололи снег». Выбегут на улицу, на раздорожье (перекресток) парни с девча­ тами, наберут снег в подолы, в фартуки, парни — п шапки, а по­ том сыплют его, сеют и приговаривают: «Полю беленькой сне­ жочек за батюшков хлеб-соль, за матушкино здрапьице. Взлай, собачка, откуда женишок». II все падают па гпег, вниз лицом, ждут, что послышится. Так загадывали на каждого в отдель­ ности, что ожидает парня или девушку в этом голу. Пли же при­ говаривали: «Сею, сею пспелок, приди, ступи дьяволбк. . .» В Варзуге мы сами присутствовали па святочном гаданье. Гадать полагается до 12 часов, «пока дьявола все снят». Ставят сгол под матицей, накрывают белой скатертью, ставят белую та­ релку, насыпают на дно золы, на золу белый платочек пали по- ложить разглаженный (чтобы пз складок креста не получилось),* 1 Народная речь сборника янлястсн тонной злинсыо речи рлгекятшкоп. 1 По иоиерыо, крест как «спящснный» енмпол страшен для нечистой силы. 2* 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz